«Девочки думают, что одежда решит их проблемы, но это не так»

Оксана Щенова

Оксана Щенова (@ekler_ekler) – популярный инстаграм-блогер и стилист – рассказывает о том, где искать свой стиль и как быть женственной в эпоху моды на андрогинность.

– Оксана, ты работала юристом, но стала стилистом. Как это вышло?
– В нашей семье все – мама, папа, бабушка – были ужасные модники, поэтому интерес к красивой одежде у меня, наверное, с детства. Мама всегда старалась выбрать для нас с сестрой (мы близнецы) самые красивые платья. Но в период перестройки с красивой одеждой, да и со всем прочим были большие проблемы, поэтому, как говорили в одном советском фильме, «журнал «Бурда» читаем ежемесячно» (смеётся).
В старших классах вместо уроков труда у нас был целый учебный день в, назовём её так, трудовой школе, где каждый осваивал профессию. Я выбрала самый престижный профиль – швейный. В то время (начало 90-х) уметь шить было делом чести. Если умел шить, мог выглядеть модно и не как все, а все тогда одевались исключительно на китайских рынках.

После школы, когда я не поступила в юридическую академию, мне предложили ещё год отучиться в училище, чтобы, как раньше говорили взрослые, «была реальная профессия, да и год не терять, а то кто его знает, поступишь или нет». Так я и стала обладательницей красного диплома портного женского лёгкого платья с повышенным разрядом. Правда, дипломной работой было осеннее пальто (смеется).

Естественно, в то время говорить и думать о профессии дизайнера всерьёз мог только сумасшедший. Да и я считала своё увлечение баловством, и через год после окончания школы поступила на судебно-прокурорский факультет Уральской юридической академии. Училась и продолжала шить, потому что хотелось хорошо выглядеть. Мечтала о времени, когда я буду много зарабатывать и мне наконец-то не надо будет ночами шить одежду.

Потом я действительно стала неплохо зарабатывать, появилось время на то, что хотя бы краешком глаза заглянуть в мир моды, позволять себе в плане покупок больше, я стала путешествовать, впитывать в себя всё и вся. К тому времени, как закончить карьеру юриста, я уже на благотворительных началах была стилистом для друзей моего будущего мужа, а в 2009 году ушла из офиса и превратила хобби в работу.

– На чем ты специализировалась как юрист?
– На слияниях и поглощениях, затем на корпоративном праве. Я начала работать юристом в 2000 году, и это время было очень интересным в плане проектов. Лет через пять всё изменилось, работа стала скучной рутиной, но за эту рутину много платили, и это никак не давало мне уйти. Лишь через четыре года я решилась на побег из офиса. И то только потому, что мой муж мне сказал: «Оксана! Подумай, куда ты бежишь? А ты бежишь – школа, академия, работа… Ты сама не знаешь, что и как хочешь. Остановись, посмотри. Вернуться сможешь всегда».

– Почему так долго ждала?
– Мне было страшно. Я из маленького города недалеко от Екатеринбурга. Когда меня пригласили в Москву, я была на седьмом небе от счастья! Я мечтала жить в Москве, но абсолютно не понимала, как смогу туда попасть, а ехать просто так было не вариант. И вот чудо – меня пригласили на работу в Москву в большой инвестиционный холдинг! Конечно не было никаких сомнений – ехать, как иначе? Приехала. Одна. Зарплата, казавшаяся в Екатеринбурге сундуком с золотом, для Москвы оказалась ничтожной. Родители у меня небогатые, да и гордость не позволяла просить у них помощи – я считала, что взрослая и не имею на это права, они и так многое мне дали, теперь я должна сама. А сама я нуждалась в деньгах, как в воздухе – мне хотелось свое жилье, чтобы избавиться от кошмара аренды – в то время это был ад. Ты был абсолютно бесправным, мог вернуться с работы, а в подъезде тебя ждали твои вещи без объяснения причин и возврата уплаченных платежей. Я хотела путешествовать, красиво одеваться, и вопрос, нравится работа или нет, не стоял. К 2009 году у меня уже была финансовая подушка, я купила квартиру, да и вообще достаточно крепко стояла на ногах, поэтому в принципе могла позволить себе заниматься тем, чем хочу.

– Где ты училась на стилиста?
– Везде понемногу. Считаю, что у нас нет достойного крутого образования в сфере моды, а уж про стилистов я вообще молчу. Буквально только уйдя из офиса, я увидела в Vogue рекламу курса «Теория моды» в МГУ в качестве дополнительного высшего образования. В программе были лекции Александра Васильева по истории моды, это всё и решило. Не могу сказать, что это какое-то потрясающее образование, скорее, времяпрепровождение для домохозяек, но, помимо лекций Васильева, этот курс включал в себя стажировки в Миланском Instituto Marangoni и в Institute of Technology при Нью-Йоркском университете. И это было по-настоящему круто! Правда, эти стажировки убили все мои иллюзии по поводу прекрасного мира моды, и я чётко поняла, что в первую и основную очередь это жёсткий бизнес. Зато дали бесценный опыт мастер-классов с дизайнерами Armani, Dolce&Gabbana, Tommy Hilfiger, Ralph Lauren, где, к слову, главный конструктор – наша соотечественница, потому что она умеет конструировать руками. В Америке же всё компьютеризировано, и нередко закройщики-конструкторы просто не понимают, как это работает вживую. Потом было еще несколько школ стилистов, курсов. Поняв, что ничего, кроме теории цветотипов, они мне предложить больше не смогут, я перестала тратить время и начала активно практиковать, где-то скорее интуитивно.
В конце прошлого года мне захотелось вдохновения, какого -то свежего ветра. Абсолютно случайно в Инстаграм наткнулась на School_gosh и информацию о том, что Александр Рогов набирает курс. Долго думала, потому что я не была его фанатом, и мне казалось, что всё будет запредельно звёздно, а по сути не содержательно. Но всё вышло наоборот. Саша просто потрясающий! И как человек, и как профессионал. И абсолютно не жадный в плане информации, искренне делится всем, что знает, опытом, ошибками, удачами.
Вообще учиться надо всегда. Самому, у кого-то, впитывать информацию отовсюду. Не бояться общаться с коллегами, обмениваться мнениями – знаний может быть полно, но бывает, что точка зрения под другим углом даст тебе толчок вперёд и абсолютно другой крутой опыт.

– Вопрос, который задают, наверное, каждому модному блогеру: ты действительно носишь все эти вещи, или это луки для съемки?
– Конечно, ношу! Это мой реальный шкаф, одежда, в которой я живу. Бывает, я делаю чуть более нарядные образы для профессиональных фотосессий, но вообще это абсолютно рабочая одежда. Не хочу казаться кем-то, кроме себя. Смысл? Да, я хожу на каблуках, в платьях, воланах-рюшах, потому что мне все это нравится, я умею это носить и мне удобно.

– Что для тебя самое важное в образе, какой ты себя видишь и как ты это выражаешь через одежду?
– Самое важное для меня – свобода. Я не хочу никому подражать, быть на кого-то похожей или что-то доказывать. Просто отталкиваюсь от собственного желания, от своего мировосприятия, и мне все равно, что обо мне подумают люди.
У меня нет цели доказать всему миру, что у меня есть деньги, например, на пальто от Gucci за полмиллиона. Зачем? Не деньгами измеряется успех в этой жизни. Для меня важнее возможность быть собой.
В физическом смысле слова я тоже люблю удобную одежду, но могу и потерпеть ради красоты и надеть неудобные туфли, если я знаю, что этот образ будет сногсшибательным.

– Каблуки, юбки – как это сочетается со свободой и удобством?
– Стереотип, что каблуки и юбки – это неудобно. Когда мои клиенты так начинают говорить, мне хочется их стукнуть (смеётся), потому что юбка юбке рознь, и каблуки тоже бывают разные. Кроме того, всегда можно переодеться в кроссовки. (Смеётся).
Если я гуляю на каблуках, это толстые устойчивые каблуки, на которых я могу пройти хоть 20 километров. Понятно, что когда я вижу в парке Горького девушек на шпильках и адских платформах, для меня это дикость. Всему своё место и время.
Мои подписчики часто спрашивают: «Оксана, как ты путешествуешь в юбках и платьях, это же так неудобно?». Это намного удобнее безликих джинсов, в которых тебя не различить в толпе. Платья прекрасны, тем более сейчас их можно носить с чем угодно. В этом и есть моя свобода: хочу – гуляю на каблуках, не хочу – не гуляю, я хочу максимально оторваться от стереотипного подхода к одежде, цветотипам, жизни.

– Когда и как ты поняла, что у тебя есть собственный стиль?
– Секунды осознания появились в старших классах, когда я шила себе одежду и приходилось тренироваться на старых простынях, потому что выкройки я строила сама и страшно боялась испортить ткань, если вдруг где-то ошиблась в расчетах. Я шла в этих вещах по своему маленькому городу и чувствовала, что я другая, не такая, как они, что выделяюсь, что меня рассматривают. И мне это нравилось.

– У тебя не бывает, что ты смотришь на старые фотографии и думаешь: «Боже, как ужасно я одевалась»?
– Конечно, бывает. Особенно в самом начале моей жизни в Москве. Денег не было от слова «совсем», первый год у меня были только одни брюки и один свитер. Когда я их выбрасывала, они действительно были протёрты до дыр. Да, я одевалась ужасно, и у меня были нехилые такие промахи, но ещё в академии я навсегда запомнила слова одного из наших профессоров: «Не стыдно ошибаться. Стыдно не учиться».

– Пока ты работала юристом, был ли у тебя дресс-код?
– Нет, дресс-кода в нашей компании не было. Я пыталась одеваться, как мне казалось, уместно. Костюмов, правда, избегала.В основном, брюки, юбки, рубашки, изредка платья.

– Оксана, когда я думала о твоей трансформации из юриста в стилиста, вспомнила фильм «Блондинка в законе». Там был момент, когда Эль приехала в Гарвард и оказалась одетой слишком ярко и неуместно, хотя в Лос-Анджелесе ее стиль никого не удивлял. Твой стиль довольно яркий, случалось ли тебе чувствовать себя overdressed?
– О, да! Совсем недавно. В мае я была в Нью-Йорке, и меня пригласили на премьеру балета Ратманского в Metropolitan Opera. Естественно, я надела платье, каблуки, нарядилась так, как пошла бы у нас в Большой театр. Но не тут-то было! Люди были одеты в джинсы в лучшем случае, в лосины и худи, сидели в верхней одежде прямо в зале, в общем, мама дорогая! И это оказалось для меня таким потрясением! Естественно, при таком раскладе я была overdressed. На следующий день мы пошли на еще один спектакль, и я уже надела джинсы и рубашку. Я абсолютно не получала удовольствия от того, как одета, чувствовала себя неуютно, но это было к месту. Вообще, конечно, надо знать, куда и как одеваться. Хотя я очень хотела бы, чтобы сохранялись какие-то минимальные традиции, и люди бы надевали в Большой красивое платье, переодевались к ужину в лучших традициях «Аббатства Даунтон», умели выдерживать дресс-код.

– Ты отлично сочетаешь и женственные вещи, и трендовые – оверзайз, босоножки а-ля биркенштоки. Что такое женственность для тебя?
– Женственность – это не одежда, это что-то внутри.

Клиентки часто приходят ко мне с задачей «выйти замуж». И вот они выбирают обтягивающие мини-платья, с огромным декольте, нереальные каблуки, но сами чувствуют, что, даже когда весь арсенал использован, они не достигают цели.

Сексуальность и женственность идет изнутри. Надо развивать себя, свою внутреннюю женщину, личность. Одежда не сделает тебя красивым, богатым, успешным. Она может дать толчок, но в итоге она всего лишь твое обрамление. Если к картине неправильно подобрать багет или повесить не туда, можно любой шедевр испортить. Но был бы шедевр в первую очередь, вот в чем вопрос.

Девочки боятся, что если они наденут платье оверсайз, никто не догадается, что у них есть грудь и талия. Я в таких случаях задаю вопрос: что ты хочешь, грубо говоря, продать? Если тело, то да, декольте и прочие атрибуты, если ищешь духовно близкого человека, развивайся, смотри на себя, анализируй – что для тебя сексуальность, кого ты считаешь таковым и почему, есть ли это в тебе, если нет, почему или что надо делать, чтобы она появилась.

Я себя разбирала по косточкам, хотя у меня никогда не было цели «поймать» мужчину. Люди, которым не нравится, как я одеваюсь, проходят мимо, и слава богу. Просто значит, это не мои люди.

Девочки же думают, что одежда решит их проблемы, берут кредиты на сумки, копят на знаковые вещи. Они заблуждаются. Начинать надо изнутри. Когда ты сам по себе крутой, интересен как личность, всё само собой складывается, любая одежда тебя дополняет и украшает, потому что ты цельный.

– Очень часто к подборкам стиля знаменитостей или блогеров мы получаем комментарии: «Она высокая и худая, таким все идет». Бывают ли у тебя сложности с подбором одежды или «надела и пошла»?
– Как правило, надела и пошла, но я очень много вкладываю в свою физическую форму. Я честно считаю, что, чем лучше твоя физическая форма, тем проще выглядеть круто. Я, к ужасу многих, стараюсь не работать с клиентами больше 48-го размера. В School Gosh ребята меня даже троллили за это. (Смеется).
Просто с полными клиентами ты заточен на решение других задач, в первую очередь, ты думаешь не о том, как выразить характер человека, а о том, где купить брюки, которые, во-первых, на него налезут, а во-вторых, сядут так, чтобы выглядеть при всех объемах клиента круто. Это не стиль получается, а какая-то коррекция фигуры. Мне же хочется более творческого подхода, быть немного волшебницей, а не костюмером, который подберет одежду нужного размера.
Поэтому я за то, чтобы держать себя в максимально хорошей физической форме. Это красиво само по себе, не говоря уже о здоровье. Что касается роста – всегда можно подогнать одежду по фигуре в ателье, это же не трудно. Например, я очень люблю дизайнера Дриса ван Нотена, но его редко можно найти моего 34 размера, поэтому часто я покупаю на размер больше и отношу в ателье.

У нас народ очень сильно парится и на ровном месте делает проблему. Говорит: «Боже, как можно надеть белые кроссовки, если сегодня обещали дождь». На это мне хочется сказать: «Боже, у нас у всех есть стиральные машинки, где кроссовки легко стираются. И есть химчистки». Да, это немножечко сложнее, чем футболка и джинсы, но надо учиться расставлять приоритеты: либо ты хочешь свой стиль, как-то выделяться и быстрее с помощью своего внешнего вида подняться на социальном лифте – а это действительно помогает, либо живешь, как жил, если химчистка и стирка для тебя проблема. Чтобы жизнь изменилась, надо приложить усилия.

– Как ты следишь за фигурой?
– Занимаюсь классической хореографией по 2 часа в день 4-5 раз в неделю уже около шести лет, стараюсь бегать по утрам и не лениться 2-3 раза делать небольшую силовую тренировку на 30-40 минут. Не ем фастфуд, стараюсь много ходить пешком, несмотря на то, что ездить на машине тоже люблю. Вообще люблю двигаться, не люблю сидеть. Для меня очень важно нравиться себе в зеркале без одежды, всё остальное приложится само собой.

 

– Ты сочетаешь в своих луках масс-маркет и дорогие бренды. Сейчас это считается хорошим тоном. Но для тебя лично какой в этом мотив?
– Это давно уже считается хорошим тоном, лет семь примерно. Мотив? Да никакого. Я покупаю вещи по принципу «нравится – не нравится», мне некого поражать дороговизной своей одежды, да и зачем? Конечно, я могу выкладывать золотые Rolex на руле своего автомобиля, но ещё раз – зачем? Всегда будут люди богаче, красивее, успешнее, моложе и прочее, для меня же важно быть честной и быть собой. Если нравится вещь в Zara, куплю там, если у Ruban – пойду к ним. Конечно, есть масс-маркет, куда я не пойду, потому что меня не устраивает ни качество, ни философия. В Zara же можно найти вещи хорошего качества, актуальные, трендовые, но если посмотреть, с чем стоят люди в очереди на кассе в той же Zara, это самое дешевое: джинсы, водолазки, которые через два месяца можно будет выкинуть. Хотя если бы они купили один костюм за 7-8 тысяч, они бы потратили в итоге гораздо меньше. У меня полно вещей из той же самой Zara, которым много лет, а люди в Инстаграм спрашивают, что это, где взять…
В дорогих брендах бывает такое качество, что ты просто разводишь руками. Ты видишь вещь за полмиллиона и спрашиваешь себя – WTF? Потому что тебя заставляют платить за имя. Конечно, в каком-нибудь Brunello Cucinelli жизнь положат за качество, но у некоторых можно встретить и кривую строчку, и молнию, которая скоро отвалится, и очень «полиэстеровый» полиэстер, поэтому отбрасываем стереотипы и пробуем, экспериментируем, ищем себя.
На своей практике я поняла, что люди, которые ругают масс-маркет и особенно Zara, даже её, как правило, не могут себе позволить, но полны непонятного снобства.

– Есть ли у тебя правило, что покупать в масс-маркете, а на что лучше потратиться? Допустим, что футболки за тысячу рублей и за 10 тысяч примерно одинаковые, а жакет лучше купить в люксе?
– Я люблю дорогие сумки и обувь. Когда у тебя качественные аксессуары, неважно, сколько стоит твоя одежда, хоть три рубля. Аксессуары придают той классности, которая необходима. Конечно, футболку за 10 тысяч я покупать не буду, куплю за тысячу, тем более в H&M, Zara они хороши.


– Как ты относишься к понятию «инвестиция в гардероб»? Покупаешь ли ты вещи, которые ощутимо дорогие для твоего бюджета, полагая, что вещь универсальная?
– Хорошо отношусь. Иногда мне в директ пишут «Оксана, купить ли мне вот это пальто за 13100, а будет ли мне, с чем его носить?» Откуда я знаю какой у вас бюджет, какой образ жизни, сколько у вас уже есть этих пальто и каких? Вот у меня – условно – 50 пальто, и когда покупаю себе очередное, я руководствуюсь принципом «хочу – не хочу», потому что в свое время я накупила целый ряд отличных базовых пальто, в том числе классический халат Max Mara. Ему уже 10 лет, и когда я его покупала, для это было дороговато, но оно свои деньги отработало и еще отработает.
Самая первая дорогая вещь, которую я себе позволила, – кожаная куртка Miu Miu. Я ношу ее уже 12 лет, и все меня спрашивают, где купить такую. Другой вопрос, что не все готовы носить вещь долго. Некоторые считают, что если они надели пальто уже 10 раз, то все будут думать, что у них нет денег на новое пальто (смеётся).

 

– Такая вещь должна быть нейтрального цвета?
– Не обязательно это черный или бежевый, для кого-то базовым цветом может быть красный или зеленый. Я как адепт черного цвета, а я его обожаю, конечно, выберу черное пальто. Все зависит от твоего образа жизни, как ты передвигаешься, чем живешь.
При всей моей нелюбви к «базовому гардеробу», список базовых вещей, конечно, есть – белая рубашка, правильные футболки, джинсы, тренч, пальто, белые кроссовки как минимум, которые вы будете успешно сочетать со всем подряд. Но вообще я против вот этой истерии, поднятой вокруг базового гардероба в последнее время – люди так вцепляются в него, что по сути становятся одинаковыми.

– Для того чтобы грамотно выразить свой стиль, нужны хотя бы базовые знания. Никто же не говорит: не пойте чужие песни в караоке, пишите свои – понятно, что написать песню может не каждый. На мой взгляд, со стилем та же ситуация, но предполагается, что это все должны уметь по умолчанию. С чего бы ты посоветовала начинать поиски, куда смотреть, что читать, какие минимальные знания получить?
– У меня советы очень странные с точки зрения традиционного стилиста: интересоваться тем местом, где ты живешь, традициями, замечать красоту во всем, ходить на выставки, путешествовать, смотреть качественное кино – не «Дом-2», к примеру, а фильм Тома Форда, читать хорошие книги, любыми способами развивать насмотренность. Это постоянный процесс. Развивать воображение, пробовать себя во всём, экспериментировать. На одних курсах стилистов, которые я посещала, были такие занятия: нам ставили музыку и просили нарисовать ее красками. Это было потрясающе полезно для развития воображения и чувственности. Почему нет?

– Можно ли быть стильным и не следить за трендами, не покупать глянец, не читать о том, что происходит в индустрии моды?
– Стиль – это ещё и актуальность, а для этого нельзя выпадать из реальности. Если вы стилист, то тем более нужно изучать качественный глянец, это тоже свежий ветер. Нельзя быть законсервированным, на красоту надо смотреть. Я повторюсь, это бесконечный процесс. А вот тренды можно и не покупать каждый сезон. Они повторяются, и, к сожалению, в ближайшие годы люди ничего нового не придумают, кроме технологических решений. К примеру, сейчас модно столько всего, что у меня еще семь лет назад куплено.Вот они, выгодные инвестиции (смеётся).

– У тебя большой шкаф и большая коллекция обуви. Но если представить, что надо оставить только 10 предметов, что это было бы?
– 8 из них были бы платья, потому что я умею их носить и нарядно, и в повседневной жизни. Плюс джинсы и брюки. Я вообще люблю вещи, которые за счет аксессуаров из дневных превращаются в вечерние. Вот, например, на этом фото – нарядный образ. Если надеть сюда изящные босоножки, тонкие украшения и сделать прическу, это будет уже наряд для вечера, а если кроссовки – то это обычный повседневный наряд. Я так по делам и хожу.

Заглавное фото: Ксения Гайд @kseniagayd




Comments

Leave a Reply