Немодный приговор. Почему нельзя научиться стилю по «шоу преображения»

Многочисленные «шоу преображения» на федеральных каналах российского ТВ — «Модный приговор», «Снимите это немедленно», «На 10 лет моложе» и другие — бешено популярный жанр, такие передачи хотя бы раз смотрели, кажется, все, и у многих они прочно ассоциируются со стилистическими поисками. И в то же время это ужасно токсичный дискурс, в котором на огромную аудиторию продвигаются крайне сомнительные ценности.

5 причин, почему я считаю, что шоу про переодевания не учат стилю, а только вредят.

1. Они учат ориентироваться на внешнюю оценку

Сюжет большинства шоу преображения строится на том, что в программу героиню приводит кто-то, недовольный ее внешним видом: муж, мама, подруга, дочь. Потом какие-то незнакомые люди (ведущие, стилисты, «прокурор», родственники из зала) начинают ее унижать (часто буквально и в совершенно хамском тоне), всячески показывая, что выглядит она плохо, другим людям не нравится, а ее выбор не имеет права на существование.  Часто это еще и сопровождается самым настоящим виктим-блеймингом, когда женщину обвиняют, что у нее нет времени на себя, она «себя запустила», она «вся в комплексах» и эти «комплексы» якобы автоматически делают ее недееспособной и передают стилисту и окружающим право распоряжаться ее внешностью.

 

«А вы что ожидали, что он скажет, что вы красавица?! (…) Это из лучших побуждений, потому что он вас очень любит!» («Снимите это немедленно»)

«Людмила Голубева сейчас находится в сложном психологическом состоянии, но ради того, чтобы не остаться с тремя детьми без средств к существованию, готова выдержать любую критику и пойти на модный эксперимент»; “У всех разные ситуации бывают, но вот так выглядеть — это просто преступление для женщины!» (“Модный приговор”, выпуск от 4 апреля 2017, история о женщине, которую, по сюжету, бьет пьющий муж (он же регулярно отбирает у нее деньги), а еще ее внешним видом недовольна хозяйка салона красоты, где та работает, поэтому коллеги приводят Людмилу в модный суд, чтобы она взяла себя в руки и привела в порядок).

Это отлично заходит для аудитории с патриархальными ценностями и дает возможность присоединиться к обсуждению, кто виноват и что и кому “женщина должна”, но, конечно, не имеет ничего общего с поисками себя и самовыражением через одежду: идея угодить своим внешним видом всем и сразу не реализуется никогда.

 

2. Они не учитывают контекст и унифицируют героев

Как правило, ни в одной передаче никого не интересует, а что вообще-то героиня хочет сказать своим внешним видом, что ей самой нужно, что нравится. Удобно ли провинциальному парикмахеру, которая весь день проводит на ногах, ходить на каблуках и нужно ли? Не будут ли безусловно актуальные круглые очки в яркой пластиковой оправе и серебряная шапка смотреться полным фриковством для окружения учителя математики? Нужен ли этот образ мягкой интровертной женщине?

 

3. Они дают рыбу, а не удочку

Стиль — это не вещи, а их сочетание. Правильные длины, фасоны, цвета — все это работает вместе или не работает, но невозможно в формате часовой передачи остановиться на этом подробно. Поэтому советы из шоу носят, как правило, очень общий характер и иногда напоминают откровения Капитана Очевидность: “Если вы небольшого роста, носите туфли со скрытой платформой”, “Яркие вещи привлекают внимание”. Хорошо, если такие советы не даются в ультимативной форме типа: “Носить ботфорты можно только тем, у кого идеальные ноги”. А то вместо того расширения границ получается свод запретов и ограничений.

4. Главное в шоу – само шоу

Шоу делается, конечно, ради для того, чтобы его посмотрели зрители, а не потому, что телекомпании хотят потратить много денег и времени своих сотрудников, чтобы помочь героине сходить на шоппинг.

Поэтому для шоу, по законам драматургии, жизненно необходим конфликт (одежда не нравится мужу, не дает устроить личную жизнь, вызывает чувство стыда у дочери), который надо счастливо разрешить.

Отсюда — и кардинальные перемены в образе героинь: разница между “до” и “после” должна быть заметна невооруженным глазом в первые 5 секунд, как вы включили телевизор, в то время как в реальной жизни большинству из нас нужно движение в том же русле.

Так, например, проект РБК Pink публиковал подборку историй женщин, которые в таких шоу поучаствовали, и фото «было-стало-после». Ожидаемо почти никто не остался в образе, навязанном стилистом, хотя и буквально к старому образу большинство уже не вернулись.

 

5. Сочетания, ориентированные на позднее большинство

Из природы шоу вытекает и вот что: получившийся образ должен быть понятен и симпатичен пенсионеру или пенсионерке из провинции, которая не интересуется модой от слова совсем и, возможно, считает лучшим образцом стиля Жаклин Кеннеди или наряды времен собственной молодости (аудитория федеральных каналов — 55+).

Поэтому в финале большинства передач все становятся примерно на одно лицо — в ярких вещах и контрастных сочетаниях, все обязательно женственное и по фигуре, обязательно на каблуках.

И это не вопрос квалификации стилиста: например, Александр Рогов, в свое время стилизовавший съемки в продвинутом глянце, в собственном шоу “Успеть за 24 часа” все равно предлагает героиням вариации стиля нью-лук (кстати, это одно из шоу, в которых к героиням относятся с уважением и позитивом) .

 

Вывод:

Смотреть шоу про переодевания, возможно, стоит, чтобы увидеть, насколько по-разному может выглядеть один и тот же человек в разной одежде, и вдохновиться на перемены. Но реализовывать эти перемены лучше исходя из собственных представлений о себе и о прекрасном, а также из своего контекста и образа жизни. Ну и держать в уме, что это все же шоу: вы же не учите историю по красивым полуфантастическим байопикам?

Заглавное фото: скриншот программы «На 10 лет моложе»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.




Comments

  1. Полностью согласна со статьей.
    Иногда кажется, что стилисты в этих шоу забывают про азы теории цветотипов и формируют комплекты на сферическую женщину в вакууме. Отрывок про Катю Гершуни это прекрасно подтверждает — типичной «весне» она предлагает комплекты для «зимы». Неужели для слома шаблона сложно подобрать комплекты в нужной гамме?
    Ох, найти стилиста нелегко ((( я вот с 5 или 6 общалась, чтобы помогли одеждой рассказать определенную историю. Квинтэссенцией общения была реплика одной из «Все равно все сводится к европейской классике».

Leave a Reply