Культурная апроприация в моде: оскорбление или прославление?

Джиджи Хадид с дредами для Marc Jacobs, модели Gucci в тюрбанах а-ля сикх, ангелы Victoria’s Secret в головных уборах американских индейцев. Сегодня многие дизайнеры из индустрии моды сталкиваются с обвинениями в культурной апроприации. Журналист BBC Stephanie Soh разбирается, в чем проблема культурного заимствования и как брендам избежать скандалов, а мы сделали перевод этого текста.

Оригинальный текст: Does fashion have a cultural appropriation problem?

В 2015 году Изабель Маран обвинили в плагиате традиционного мексиканского костюма, а годом позднее Gucci столкнулись с негативной реакцией на то, что на одном из показов надели сикхские тюрбаны на белых моделей. В 2017 году Vogue раскритиковали за съемку, в которой Карли Клосс была одета, как гейша (позже модель извинилась). Совсем недавно журнал снова столкнулся с обвинениями в культурной апроприации из-за съемки Кендалл Дженнер с прической “афро”.

View this post on Instagram

15 years ago, the @CFDA/Vogue Fashion Fund was created to make the American fashion community more caring, more creative, more conscionable. Tap the link in our bio for a look back at the prize that changed American style. Photographed by @mikaeljansson, styled by @tonnegood, Vogue, November 2018

A post shared by Vogue (@voguemagazine) on

В похожей ситуации находится и  Dior из-за рекламной кампании с Дженнифер Лоуренс. Для своей круизной коллекции 2019 года  бренд использовал образ escaramuzas — “сильной и умелой мексиканской наездницы”. Пользователи социальных медиа возмутились, почему в рекламную кампанию, посвященную мексиканской культуре, пригласили работать белую модель. Более того, пользователи Инстаграм обвинили Dior в “эксплуатации чужой культуры для своей выгоды”.

В дебатах вокруг рекламы Dior есть и противоположные мнения: мол, такая стратегия — это не оскорбление, но прославление культуры, а “другие люди также могут представлять мексиканскую культуру, если они делают это с уважением”. Сама компания в ответ на критику опубликовала в соцсетях информацию, что они пригласили к сотрудничеству восемь женщин-фотографов из Мексики, которые представят снимки своей родины в свежем выпуске фирменного журнала.

View this post on Instagram

For our just-arrived #DiorCruise 2019 collection, #MariaGraziaChiuri chose to revamp the traditional ‘toile de Jouy’ motif, replacing the scenes of pastoral calm with a series of wild animals, as on this coat styled here with ‘DiorCamp’ bag and boots. Unveil more through our link in bio! © @VivianeSassenStudio

A post shared by Dior Official (@dior) on

Дизайнер Джейн Келлок, основательница компании Unique Style Platform, которая прогнозирует тренды в модной индустрии, считает, что вряд ли дизайнеры сознательно занимаются разрушением культурного наследия. “Дизайн — это смесь различных стилей, культур, идей. И именно это делает его интересным”, — говорит она.  По ее мнению, корень проблемы в том, что никто всерьез не думает о том, чтобы приглашать аутентичных моделей на показы и съемки коллекций. “Они скорее пригласят знаменитость, которая априори интересна миллионам людей, чем обратятся к соответствующим идее моделям”, — подчеркивает Джейн.

Доктор Серкан Делис, преподаватель культурологии и истории в Лондонском колледже моды, занимается исследованием проблемы культурной апроприации в модном бизнесе. Он считает, что причина сложившейся ситуации — в скорости, с которой развивается индустрия. “В большинстве случаев у дизайнеров, к сожалению, просто нет времени на тщательное исследования и изучение других культур” — говорит он.




Однако в рамках дебатов о культурном присвоении неизменно возникает и другой вопрос: “А как же тогда люди с другим цветом кожи могут носить одежду сшитую белыми модельерами?” Так в 2016 году дизайнер Марк Джейкобс, отвечая на критику того, что на его показе белые модели носили дреды, в своем аккаунте заметил: “Забавно, что вы не критикуете чернокожих женщин, которые выпрямляют свои волосы”.

Marc Jacobs SS 2017

Комментируя этот момент, доктор Делис подчеркивает, что культурная апроприация возникает исключительно в ситуации, когда между культурами существует ситуация неравенства, когда большинство, обладающее властью, присваивает эстетику и визуальный язык более уязвимой группы.  “Мы по-прежнему живем в мире, где белые граждане и их институции обладают большей властью, чем люди с другим цветом кожи, — подчеркивает он.

Так что же дизайнерам делать?

“Я уверена, что культурное присвоение остановить невозможно, но мы должны продолжать говорить о проблеме, — считает Джейн Келлок, — Тогда, возможно, дизайнеры будут понимать, что такие действия могут привести к проблемам”.

Доктор Делис призывает дизайнеров обеспечить участие в разработке коллекций людям из тех культур, чьи элементы будут использованы модным брендом. “Это единственно возможное решение, — поясняет он, — приглашать представителей других этносов работать вместе с командой дизайнеров или выходить в качестве моделей на подиумы”.

Источник: Does fashion have a cultural appropriation problem? (BBC)

Перевод: Ирина Аксенова

Заглавное фото: Dior Cruise 2019

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.

Читайте также