Все без ума от Алессандро: как Gucci превратился в самый популярный модный дом современности

В 2015 году, когда Алессандро Микеле выпустил дебютную мужскую коллекцию для Gucci, мнения публики разделились. Так, Тим Бланкс в ревью для Vogue Runway писал, что шоу оставляет больше вопросов, чем даёт ответов. Сейчас, четыре года спустя, Микеле, кажется, ответил на все возникшие тогда вопросы.

Алессандро Микеле

Бывший дизайнер аксессуаров Gucci, человек, длительное время находившийся вдали от блеска софитов, сейчас — один из самых обсуждаемых дизайнеров современности. Его страстно обожают или яростно критикуют, но равнодушных к его творчеству практически нет. Скорее всего, новые лоферы или кроссовки Gucci прямо сейчас смотрят на вас с очередного поста в Instagram или журнального разворота, а их реплики заполонили самопровозглашённые шоу-румы по всему миру. В одночасье скучный буржуазный бренд для претенциозных нуворишей стал притчей во языцех как в модных кругах, так и далеко за их пределами. В чём секрет такого оглушительного успеха?


Стоит отметить, что первое, чем обратил на себя всеобщее внимание Алессандро — это гендерная амбивалентность, о которой мы писали совсем недавно. Да, именно Микеле своей дебютной мужской коллекцией осень-зима 2015 спровоцировал тот всплеск интереса к агендерности, который мы повсеместно наблюдаем сейчас.


Его шёлковые блузы с бантами и бабушкины шубы на андрогинного вида юношах не только заставили всех ностальгически вспомнить глэм-рокеров семидесятых, но и превратили андрогинность из стилистического приёма второго плана в самостоятельную мощную тенденцию. Уже совсем скоро примеру Алессандро последуют такие дизайнеры, как Джон Гальяно, Хайдер Аккерман и Стефано Пилати. Сейчас обильно декорированные рубашки и жаккардовые пальто Gucci носят как традиционно андрогинные K-Pop музыканты, так и некогда приверженные конвенциональной маскулинности рэперы и бойцы ММА. Это ли не успех?

Во-вторых, Микеле своими коллекциями спровоцировал новый виток моды на ретро и историзмы. В разных своих коллекциях он цитировал разные временные промежутки. Так, в осенне-зимней коллекции 2015 года дизайнер обратился к семидесятым, в круизном шоу 2018 года — к Древней Греции, а весной 2019 года — к восьмидесятым годам.

В Круизной коллекции 2019 года Алессандро пошёл ещё дальше, объединив в одном показе на римском некрополе в Арле Древний Рим, восьмидесятые и Средневековье.

Темой коллекции стали обряды, которым люди на разных этапах истории обставляли смерть, поэтому на показе можно было увидеть, например, аллюзии на Фаюмские портреты, которые захоранивали вместе с мумиями в Эллинистический период истории Египта, или отсылки к декору средневековых склепов.

Также мы должны быть благодарны Алессандро и Gucci за возобновление интереса к кэмпу, который даже стал темой недавнего Met Gala. Согласно определению, впервые данному в эссе Сьюзен Зонтаг 1964 года «Записки о кэмпе», кэмп — особый вид чувствительности, сущность которого представляет собой «любовь к неестественному: к искусственному и преувеличенному». И каждая из последних коллекций Gucci — квинтэссенция современного кэмпа. В них рафинированный эстетизм самих вещей и сложность выбранных первоисточников всегда сочетается с избыточным, на грани безвкусицы стайлингом и отсылками к самым банальным поп-культурным образам.

В одном показе могут встретиться золотые оливковые венки победителей древнегреческих олимпийских игр, кутюрные платья со сложнейшей вышивкой и свитера с котиками и мишками Тедди: для Алессандро Микеле нет такого понятия, как «чересчур».

А ещё Алессандро, кажется, не только отличный дизайнер, но и гениальный маркетолог. По-другому нельзя объяснить то, как ему удалось обьединить в рамках одной цельной концепции столько вещей, направленных на совершенно разные целевые аудитории. Назначение Микеле креативным директором Gucci — тот редкий случай, когда бренд при полной смене позиционирования и имиджа приобрёл абсолютно новую клиентуру, но при этом не растерял и старую.


В арсенале Дома найдётся вещь для каждого: эффектное платье на красную ковровую дорожку для голливудской дивы, футболка с логотипом для рэпера, трикотажный костюм в духе винтажных коллекций Chanel для респектабельных пожилых леди, свитшот с броским ироничным принтом для представителей поколения Z, жаккардовое пальто для экстравагантной звезды стрит-стайла и многое, многое другое.


И это ещё не говоря об эффектных рекламных кампаниях и грамотной работе с соцсетями, знаменитостями и инфлюэнсерами. В результате частичку нового Gucci хотят все, независимо от пола, возраста или профессии.

И при всём этом не стоит упускать из виду и тот факт, что Gucci под руководством Алессандро Микеле просто-напросто выпускают отличную одежду. Многие пугаются её избыточности и театральности, но это первое впечатление, которое, как мы знаем, обманчиво. За всем этим броским стайлингом, килограммами бижутерии и слоями рюш, пайеток и страз зачастую скрываются абсолютно пригодные к повседневной носке вещи: туфли на удобном каблуке, комфортные лоферы и кроссовки, в меры нарядный трикотаж, изящные сумки на все случаи жизни и ювелирно скроенные блейзеры.


Большинство вещей из коллекций Дома можно легко интегрировать в любой повседневный образ, не навредив ни комфорту, ни модной составляющей. В конце концов, никто не заставляет вас повторять образ с подиума, который призван в первую очередь привлечь ваше внимание и удивить.


Таким образом, Gucci авторства Алессандро Микеле — это не только одежда для юных хайпбистов и японских модных блогеров, но и целое явление в современной моде, во многом определившее вектор её дальнейшего развития. Буквально парой коллекций дизайнер спровоцировал возрождение интереса к гендерной амбивалентности, элементам исторического костюма и кэмпу. И при этом продолжает делать отличную одежду, из которой выбрать себе что-то  может практически любой потенциальный клиент дизайнерского бренда. При этом всё это удивительным образом уживается в рамках единой цельной концепции с очень узнаваемой визуальной идентичностью. То ли ещё будет!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.

Читайте также