All hail the Queen: как дрэг-королевы захватили мир моды

С обложки январского журнала 2020 Vanity Fair на нас смотрит роскошная дива в боди с кристаллами. Внимательный читатель без труда узнает в безупречной гламазонке РуПола Чарльза — телеведущего, певца, актёра, самопровозглашённую главную супермодель мира и, самое главное, предводительницу всех дрэг-королев. Именно усилиями РуПола данный жанр наконец вышел из подполья и стал частью популярной культуры. Его собственное реалити-шоу RuPaul’s Drag Race, соревнование лучших дрэг-королев Соединённых Штатов, недавно было продлено на двенадцатый сезон и получило адаптацию в Великобритании. Ещё каких-то 30 лет назад подобный успех казался невозможным, а сегодня мужчины в платьях и париках находятся в авангарде поп-культуры и моды в частности.

Для РуПола это кстати, уже вторая обложка за полгода: в сентябре он стал героем журнала Interview.

РуПол на обложке Interview сентябрь 2019. Фото: Итан Джеймс Грин

История жанра дрэг насчитывает, вероятно, тысячи лет. В древнегреческой драме, японском театре кабуки и шекспировском театре «Глобус» все партии, включая женские, традиционно играли мужчины. Предположительно, сам термин Drag появился как раз благодаря Шекспиру.


По одной из версий, это акроним от фразы “Dressed as a girl” (одетый, как девушка), которым драматург в сценариях помечал актёров, исполняющих женские партии. Так или иначе, слово прижилось и используется до сих пор применительно к артистам данного жанра.


Впервые о дрэге в массовой культуре заговорили в конце 60-х. Одним из первых внимание на Королев нью-йоркского андеграунда обратил Энди Уорхол, начав приглашать их на съёмки и мероприятия. Отец поп-арта сделал знаменитую серию снимков, на которых дрэг-дивы запечатлены в образах главных знаменитостей мира. Уорхол вспоминал: «В 1968 году публика начала принимать дрэг-квинс, их даже начали везде приглашать». В том же году выходит документальный фильм “The Queen”, который впервые рассказывает о дрэг-культуре на большом экране. 

Дрэг-королевы Хелена Моралес и Вильгельмина Росс на полароидных снимках Энди Уорхола в 1974 году

С этого момента дрэг начал свой долгий путь в мейнстрим. Следующий большой прорыв случился в 1990-м году, когда Дженни Ливингстон выпустила легендарный документальный фильм «Париж в огне» (“Paris is burning”), который впервые осветил жизнь андеграундной «бальной» культуры Нью-Йорка. Герои фильма — представители ЛГБТ, преимущественно латиноамериканского или афро-американского происхождения, участники так называемых «балов», на которых они соревновались в различных категориях, таких как деловой или военный стиль.


По большому счёту, балы представляли собой вымышленные модные показы, участники которых были моделями, дизайнерами и визажистами в одном лице. Среди них наиболее выделялись трансгендерные женщины, дрэг-королевы и танцоры зародившегося в конце 80-х стиля «вог», основанного на позах моделей из одноимённого журнала.


Не имея прямого доступа к миру моды и красоты, представители этих стигматизированных групп были вынуждены придумать свои собственные. Фильм произвёл огромное впечатление как на аудиторию, так и на кинокритиков, и на данный момент считается одним из классических образцов документалистики.

Постер к документальному фильму «Париж в огне»

Всего через два года выходит дебютный сингл РуПола “Supermodel (You better work)”. Неожиданно для всех песня становится популярной в ночных клубах, попадает в национальные чарты США и Великобритании, а клип берёт в активную ротацию канал MTV. Двумя годами позже Ру записывает дуэт с Элтоном Джоном, а в 1995 становится лицом косметического гиганта M.A.C. Так впервые в истории дрэг-королева встала в один ряд с поп-звёздами первой величины. РуПола начинают приглашать на телешоу, вечеринки и модные показы, он запускает собственное ток-шоу на канале VH1 и записывает несколько музыкальных альбомов. Прецедент создан: дрэг-квин может достичь больших высот в массовой культуре.

РуПол с Верушкой, Стивеном Майзелом и Линдой Евангелистой в 1994 году

Теперь окончательное вхождение дрэга в медиа-пространство и модную индустрию было лишь вопросом времени. Уже в 2009 году РуПол совместно с каналом Logo запускают новое реалити-шоу — RuPaul’s Drag Race. В нём каждый сезон самые яркие дрэг-квин борются за звание «Новой дрэг-суперзвезды Америки». За почти 12 лет своего существования скромное шоу превратилось в мировой культурный феномен, открыло франшизы в Чили, Таиланде, Великобритании, Канаде и Австралии и привлекло к себе внимание модной индустрии. В разных сезонах шоу приглашёнными судьями становились дизайнеры Марк Джейкобс и Джереми Скотт и модели Джиджи Хадид, Джоан Смоллс и Кара Делевинь. Марк Джейкобс не раз признавался в любви к шоу, говоря, что не пропустил ни одного выпуска, а узнал он про него от модного фотографа Стивена Майзела. Позже и другие представители индустрии моды не раз говорили о том, что смотрят RuPaul’s Drag Race.

Марк Джейкобс с РуПолом на съёмках 8 сезона RuPaul’s Drag Race

Настоящий бум популярности дрэг-королев в моде случился после выхода седьмого сезона шоу. Именно тогда участницы Вайлет Чачки, Мисс Фейм и Пёрл, запомнившиеся зрителям своими смелыми авангардными образами, были впервые приглашены на вечеринку Miu Miu в Париже. Как сейчас вспоминает победительница седьмого сезона Вайлет, этот день изменил её жизнь. С тех пор она успела стать амбассадором Prada, пройтись на показах Moschino и Dilara Findikoglu и сняться для итальянского Vogue и Interview Magazine. 

Вайлет Чачки, Мисс Фейм и Пёрл на вечеринке Miu Miu в Париже в 2015 году

С этого момента стало понятно, что мода всерьёз и надолго влюбилась в дрэг-королев. Их стали приглашать на модные показы, съёмки ключевых глянцевых журналов и предлагать модельные контракты. Так, Мисс Фейм снялась для немецкого Vogue и V magazine, стала амбассадором L’Oreal, а позже запустила собственную линейку декоративной косметики.

Мисс Фейм для V magazine весна 2018, фото: Mat + Kat

Уже упомянутая Вайлет Чачки снялась в рекламе осенне-зимней коллекции Prada 2018 года, а так же украсила собой страницы целого ряда глянцевых изданий по всему миру и попробовала себя в качестве подиумной модели. На данный момент она является, пожалуй, самой востребованной дрэг-королевой в модной индустрии. В этом году они вместе с Акварией, победительницей десятого сезона RuPaul’s Drag Race, вошли в историю как первые дрэг-королевы на красной дорожке Met Gala. 

Осло Грейс и Вайлет Чачки закрывают показ мужской коллекции Moschino осень-зима 2018
Аквария и Вайлет Чачки на ковровой дорожке Met Gala 2019

Список достижений звёзд RuPaul’s Drag Race на модном поприще можно продолжать практически бесконечно. Почему же маститые дизайнеры и модные редакторы так полюбили шоу и его участников, некогда находившихся практически в подполье? Пожалуй, основная причина состоит в том, что моду и искусство дрэга очень многое объединяет. Во-первых, это тяга к преувеличению и гротеску. На этом целиком построен кэмп, ставший темой последнего Met Gala. И значительную роль в формировании этого явления в своё время сыграли как раз дрэг-королевы. Во-вторых, дрэг, как и мода, — это чья-то воплощённая фантазия. Разница состоит лишь в том, что над финальным продуктом в моде работает целая команда профессионалов, в то время как в дрэге всё ложится на плечи одного человека — самого артиста. Таким образом, этот жанр становится своего рода уменьшенной копией модной индустрии, где зачастую сама дрэг-королева вынуждена быть и дизайнером, и стилистом, и визажистом, и моделью. RuPaul’s Drag Race из-за этого даже часто называют «ребёнком» «Топ-модели по-американски» и «Проекта Подиум». 

Вайлет Чачки в рекламном ролике для осенне-зимней коллекции 2018 года Prada

Однако главной причиной всплеска популярности дрэг-див в моде видится совсем другое. В результате повальной коммерциализации моды у публики появился повышенный запрос на искренность. То, чего нет у больших модных корпораций, потребители в избытке нашли у мужчин в платьях и на каблуках. Они настолько чисто и честно влюблены в мир моды, что готовы терпеть колоссальные неудобства, затягиваться в чудовищные корсеты и сутками ходить на огромных шпильках, и это вызывает только восхищение. В эпоху, когда кроссовки — это новые лодочки, эти люди добровольно подвергают себя боли во имя красоты. И при этом они получают такое искреннее удовольствие от того, что делают, что этим невозможно не проникнуться. И большие дизайнеры вместе с глянцем не могли не взять это на вооружение. А нам остаётся только восхищаться и учиться у них оставаться верными себе в мире, где индивидуальность стремительно теряет всякую ценность. Да здравствуют Королевы!

На обложке: РуПол в съёмке для Interview, сентябрь 2019. Фото: Итан Джеймс Грин

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram или Instagram.

Читайте также