Когда я узнала о существовании капсульных гардеробов, сама идея показалась мне необычайно вдохновляющей, практически как объединить квантовую механику с общей теорией относительности. Создать универсальную систему, в которой все подходит ко всему, что может быть лучше?
5 лет назад я начала собирать гардероб по капсульному принципу и обнаружила подводные камни, о которых не предупреждали апологеты капсульного гардероба.
Оказалось, что в капсулу легко залезть, но сложно из нее вылезти. Когда выходили из строя сапоги, мне приходилось покупать похожие сапоги, потому что весь гардероб требовал именно таких сапог. Когда выходила из строя рубашка, приходилось брать аналогичную – в том же стиле и цветовой гамме. То же самое оказалась и с цветами. В капсуле были синий, бежевый, бордовый и рыжий, и добавить еще какой-то цвет не представлялось возможным. Таким образом, количество вещей росло, сами вещи менялись, но росло и общее ощущение, что я хожу в одном и том же. Подбирая первую капсулу, я думала, что «загородный стиль» (эдакая смесь жокейского с деревенским) – то, что мне надо однажды и навсегда, но очень скоро я обнаружила, что вот мне уже хочется совершенно другого – и по формам, и по цвету, но когда я прихожу в магазин, я снова вынуждена покупать то, что подходит ко всем моим сапогам-сумкам-пальто-шарфикам. Казалось бы, можно взять и купить новую капсулу, но куда ее сложить и как потратиться на целую капсулу, когда подходящие друг к другу, удобные и практически новые вещи смотрят на меня из шкафа немым укором?
Вот несколько выводов, которые я из этого сделала.
1. Капсула должна быть ограничена во времени. Теперь я сразу собираю капсулу с ощущением, что я буду носить ее какое-то время, а потом сменю. Я для себя определила этот срок как 2-3 сезона. Можно менять капсулы чаще, если есть желание и деньги, можно реже, если вы психологически не устаете от вещей более длительное время, а капсула у вас более сдержанная, с упором на базовые цвета и сочетания. Зная, как долго я собираюсь носить эту вещь, легче определиться с качеством и ценой. Это очень помогает решить, стоит ли докупать в капсулу что-то дорогое, если я ношу эту капсулу уже два сезона (я уже не думаю «зато эта вещь будет носиться годами». Не будет, если к ней не окажется других подходящих вещей).
2. Рассчитывая на несколько сезонов, можно формировать капсулу постепенно.
3. Капсула должна быть ограничена в пространстве. Первая моя ошибка была в том, что я сделала капсулу слишком большой. Фразы типа «из 40 вещей создайте 160 сочетаний» звучат очень заманчиво, но может оказаться, что вам на деле не нужны эти 160 сочетаний, вещи вам надоедят быстрее, чем выйдут из строя.
4. В вещах одной капсулы вы будете выглядеть примерно одинаково, в одном стиле и единой цветовой гамме (малореально включить в капсулу больше 4 разных цветов). Если хочется цветового и стилистического разнообразия, нужно несколько капсул. В моем идеальном мире – две в разных цветовых гаммах.
5. Собирать капсулу надо с общего стилевого направления. Сейчас индустрия моды работает по капсульному принципу, на каждый сезон создаются коллекции, сочетающиеся между собой стилистически и по цветам. Существуют классические сочетания и существуют сочетания модные, и набор этих сочетаний весьма ограничен. Обнаружить актуальные сочетания можно у блогеров и в лукбуках марок. Тот же классический жакет шанель позавчера носили с рубашкой и твидовой юбкой, вчера – с майкой и рваными джинсами, а сегодня он из модного гардероба вернулся в классический.
6. «Сумка-которая-подходит-ко-всему» существует, если это сумка для одной капсулы :).
7. Универсальность капсулы ограничена. Капсула, конечно, универсальна в том смысле, что в ней все сочетается друг с другом, но создать капсулу, которая подходит для офиса, вечеринки, похода в лес и атомной войны не получится. Для вечеринок и прочих мероприятий, где вы бываете редко, не нужна капсула, тут вполне можно обойтись комплектами.
А вы как относитесь к касульным гардеробам, носите?