Подвернутые брюки, открывающие щиколотки или пальто с кроссовками на босу ногу — любимая тема для мемов и интернет-холиваров. «Почему так много в
Конечно, можно начать с простых практических объяснений: теплообмен у всех разный, кому-то нормально зимой без шапки, кому-то — в коротких носках, кто-то не носит перчаток. Кроме того, в теплых европейских городах, откуда идут к нам фотографии блогеров в пальто и туфельках на босу ногу, земля не промерзает так, как в Новом Уренгое или хотя бы в Москве и ощущения от обуви с короткими носками даже зимой слегка иные. И все же это, конечно, будет лукавством. Потому что, например, летом многим было бы комфортно в купальнике, но тем не менее в городе в нем никто не выйдет — потому что так не принято. Ходить в коротких носках с голыми щиколотками тоже долгое время было не принято — но вот сейчас это стало трендом не только в Нью-Йорке, и даже норильские модники постят фото в кроссовках с голыми щиколотками.
Photo from Chic Neverland
Интернеты кипят возмущенными обсуждениями — «это что, так модно?», «что такое эти хипстеры удумали?» и «зачем же такое в Москве?» — но на самом деле явление это старо, как мир, если посмотреть на него в контексте мировой художественной культуры.
Красота и мода на протяжении практически всей истории шли рука об руку с непрактичностью. По сути, красота всегда ассоциировалась с какими-то привилегиями: достатком, положением в обществе, образом жизни.
Рубенсовские женщины полные и в целлюлите именно потому, что могли себе позволить хорошо поесть и не утруждать себя физическими нагрузками. Ножки-лотосы были знаком аристократизма, в отличие от «больших и грубых» крестьянских ступней. Несколько столетий назад красивой считалась только светлая кожа — потому что позволить себя спрятаться от солнца и не выходить в поле могли немногие. К концу XX века красивым стал считаться золотистый загар — потому что он означал возможность позволить себе теплое море и отдых на пляже — и худоба, потому что хорошей едой уже никого не удивишь, а вот следить за рационом, покупать киноа и кэроб, ходить в спортзал и спа доступно не всем.
В этом суть моды в самом грубом приближении: мода — это не что-то, что есть у всех (вопреки стереотипам)), это то, что на самом могут позволить себе немногие, а все остальные к этому стремятся.
С голыми ногами история совершила тот же вираж, что и с полнотой. В сороковые годы нейлон, из которого делали чулки, был дефицитом — он шел на нужды военной промышленности, в Америке цена на чулки на черном рынке доходила до 20 долларов за пару, в Великобритании в военное время покупка одежды была ограничена нормативами, чулки обходились в 2 купона — а всего взрослому человеку полагалось на одежду 48 купонов в год. Что из этого вышло, все знают — девушки рисовали стрелки на ноге карандашом, имитируя чулки, потом стали появляться специальные краски-чулки, на нижней правой картинке — «чулочный бар», где имитацию за небольшую денежку могли качественно нарисовать специально обученные люди. (Большая подборка старых фотографий про рисование чулок есть вот тут). В общем, как обычно, на стремлении женщин сымитировать, будто им доступно то, чего на самом деле у них не было, заработала не одна косметическая компания.
Нейлон давно уже не дефицит, носки и колготки стоят копейки, а недоступность и сложность все так же влияют на понятия модного и красивого.
И сегодняшние голые щиколотки — тоже часть глобального принципа, что мода суть нечто необязательное. Это два разных полюса: на одном — практицизм, теплые носки и удобные ботинки на толстой нескользкой подошве, на другом — мода. «А мне так красиво, и я могу себе это позволить». Модные герои нашего времени выглядят вот так:
1. Фото из подборки Street Style It Girls by Vogue.com 2. Мирослава Дума на Неделе моды в Париже 2014.
И это логично. По сравнению даже с началом века уровень потребления вырос на несколько порядков: крепкие сапоги, пальто с лисьим воротником и даже шуба давно перестали быть предметами роскоши, а голливудская кинозвезда и студентка из Урюпинска могут быть одеты в одинаковые джинсы, угги и пуховик. Но все же селебрити, собравшихся у входа на показ Недели моды можно отличить от простых смертных невооруженным взглядом. И далеко не всегда их отличат бренды. Скорее разница будет в другом: главной роскошью для фэшионисты XXI века стало не обладание материальными артефактами, а роскошь образа жизни – возможность не бежать, сломя голову с утра пораньше по делам, в практичных ботинках, теплом свитере и шарфе, чтобы не поддувало…
…А выставить себя как арт-объект, нарядившись в непрактичное и необязательное, обнажив трогательные лодыжки, совместив огромный свитер с прозрачной юбкой, невероятной формы пуховик с тонкими золотыми шпильками, меховой жилет — с босоножками, и все это вместе — с крохотным клатчем. Послание такого образа – то самое «могу себе позволить» (вариаций у него, конечно, масса, но открытые части тела – один из способов это послание передать).
1. Фото с Ньюй-Йоркской Недели моды отсюда 2. Paris Fashion Week street style от Buro 24/7.
«Могу позволить», потому что меня привезла сюда машина с климат-контролем (и это не я с утра отскребала с нее наледь щеткой), потому что я прошла от машины до парадного входа по чистой ухоженной мостовой, потому что мне не надо ничего тащить с собой, максимум – подержать в руке бокал, потому что ни замерзнуть, ни запариться я просто не успею. Другой вариант – я никуда не спешу, проснулась с утра, накинула уютный свитер и большой шарф (в моей идеальной жизни они, конечно, случайно подошли по цвету) сунула ноги в лодочки или кеды и вышла за кофе и круассаном в булочную через дорогу — замерзнуть я просто не успею. Третий вариант — поскольку мои угги из натуральной овчины, а свитер — из хорошего кашемира, мне не холодно и не жарко, мне не надо идти далеко, преодолевая непогоду, я тут практически как дома — могу себе позволить.
Photo: 1; 2; 3; 4; 5.
Прием, конечно, отнюдь не новый, просто в разное время применяется по-разному. Но кто тут, скажем честно, никогда не снимал в подъезде уродские гамаши, чтобы засунуть их в мешок со сменкой и гордо шествовать в школу по морозу в капронках? А старая добрая шуба без шапки («Нет, у меня не мерзнет голова!»)? Другое дело, что не всегда это выглядело так, как нам хотелось, хотя как это должно выглядеть в сферическом вакууме, все примерно представляли себе безо всякой хипстерской моды.
Конечно, степень контраста тут может быть разной. Меховая шапка с босоножками — это чистый фэшн, громкое заявление, уместное скорее на мероприятии Недели Моды, а вот подкатанные брючки со свитером и кедами будут смотреться нормально практически где угодно.
1. Zoë Jordan — Fall 2015 Ready-to-Wear 2. Saved from TheyAllHateUs 3. Saved from Tendances de Mode.
Но везде, как говорится, есть нюансы.
Почему в одних случаях голые лодыжки выглядят симпатично и расслабленно, а в других — хочется скорее выдать человеку носки, одеяло и напоить чайком из термоса?
1. Фото из обсуждения «моды на голые щиколотки» на Pikabu 2. Pinned from Just The Design
Правила тут на самом деле довольно простые, и их несколько.
1. Поддержка. Чтобы голые щиколотки выглядели уместно, а не сиротливо, их должно что-то поддерживать. Если запаковаться, как чувак на картинке вверху, картина будет совсем иной: куртка застегнута наглухо, шарф замотан, на голове шапка — тут все понятно — и только ноги торчат. Почему? Носки забыл? Сменку украли? Что-то тут не то. Гармоничный образ не складывается. Чтобы он сложился, надо снять / расстегнуть что-то еще: открытые запястья, шея, голые коленки в дырках джинсов, даже просто расстегнутое пальто уже будет работать.
Photo from Theaugustdiaries
2. Контраст. Еще один прием — добавить действительно контрастных вещей, чтобы создать фэшн-образ. Здесь механика другая — сбить зрителя с толку. К легкой кожаной куртке для +15 добавляется огромная меховая шапка для -30, ко всему этому голые лодыжки и полусапожки на +5. Во всей этой мешанине сразу понятно, что половина этих предметов — не для утепления, а для красоты. Но даже если вы не собираетесь поражать общественность своими смелыми луками, то просто большая шапка крупной вязки или объемный шарф-плед уже дадут искомый эффект.
1. Блогер Соня Карамазова 2. Блогер Christine Reehorst.
1. Блогер Lucy Williams 2. Блог figtny.com
Бонус. Для тех, кому нравится образ, который создают голые щиколотки, но теплообмен не позволяет ходить без носков при температуре холоднее, чем +20, есть простой лайфхак — полуботинки близкого к телесному цвета. Лучше всего это работает, если джинсы / брюки не обтягивают лодыжку, а обувь, наоборот, облегает ногу.
1. Блог Sequins&Things 2. Kate Lanphear from bit.ua 3. Saved from howtoboho.eu 4. Saved from Shop Style.
Как вам голые щиколотки с пальто? Привычный и понятный прием или нечто, по-прежнему вызывающее недоумение?