Винтажные вещи – тема всегда дискуссионная. Кто-то относится к ним с восхищением, кто-то с брезгливостью. Но даже для тех, кто относится к первой категории, вопрос, как носить винтаж, чтобы не выглядеть анахронизмом, актуален. Я не раз восхищалась модными блогерами, которые умеют эффектно носить старые шляпки и послевоенные платья, и задавалась вопросом, как они это делают? Поэтому я стала искать ответ на вопрос, как вписать вещи из бабушкиного сундука в современный гардероб.
Начнем немного издалека: наверное, если вы это читаете, вы знаете, что мода – это социальный феномен, который не придумывают с потолка дизайнеры, чтобы потом втюхать потребителям. Мода берется из разных объективных и субъективных посылок, в том числе из наших с вами желаний и потребностей, из того, что нам интересно.
И с этой точки зрения мода на винтаж – это тоже не блажь нескольких чудаковатых трендсеттеров, которые любят копаться в бабушкином старье, это то, что рано или поздно дойдет до всех нас)
Аналитики моды утверждают, что вся мода после 60-70-х – это интерпретация трендов предыдущих десятилетий. Последним принципиальным изменением были, наверное, мини-юбки и синтетические материалы – с тех пор в моде периодически держится сразу несколько стилей предыдущих лет, всплывают какие-то конкретные тренды, которые повторяются. Скажем, недавно снова вернулись 50-е и 20-е, затем 80-е и 90-е.
Вот здесь ведущий аналитик модных показов агентства WGSN Сью Эванс говорит очень любопытную вещь: с одной стороны, сейчас мода с подиумов быстрее сходит на улицы, а с другой – мода становится эволюционной и тренды живут дольше. Расхожий стереотип о том, что дизайнеры каждый год предлагают что-то принципиально новое и прошлогодняя модная вещь уже никуда не годится, уже давно не соответствует действительности. (Скажем, тренд на историческое милитари держится уже много сезонов).
Тренд на винтаж – тоже не взялся из ниоткуда. Здесь много факторов – экология, усталость от слишком большого количества вещей. Еще в 70-е на фоне энергетического и экономического кризиса мода стала двигаться к большей практичности (как раз тогда на смену ансамблю пришла идея базового гардероба). «Психологический фон эпохи экономического кризиса вызвал появление стиля «ретро»: ностальгия по идеализированному прошлому и разочарование в успехах прогресса сделали актуальными стили прошлого, старинные вещи и подделки под старину».
Получается, что винтаж, во-первых, становится модным сам по себе — поскольку несет идею экологичности, отказа от гиперпотребеления и эту самую «ностальгию по идеализированному прошлому». Во-вторых, стиль той или иной эпохи периодически возвращается в моду, и идея надеть бабушкино пальто, которое сегодня выглядит тренди, конечно, лежит на поверхности.
О том, что считать винтажом, есть несколько теорий: по одной из них винтажом можно считать только дизайнерские вещи, по другой – к винтажу можно отнести любую вещь, которая отражает яркую тенденцию прошлого. Но, по большому счету, теория теорией, а решает каждый сам для себя, и пока заводы будут коптить, а мусорный остров будет двигаться к берегам Калифорнии, тенденция на экологичность будет только усиливаться, а значит все больше и больше людей будут находить что-то хорошее в старых вещах.
Лично мне кажется, что ответ на вопрос, можно ли носить бабушкино пальто и мамино платье, будет разным в разных странах с разной историей. В конце концов старые вещи имеют смысл не сами по себе, а как часть своей истории. И если на западе не было дефицита вещей, и у многих нынешних модниц остались целые шкафы неплохих, но не уникальных вещей, то у нас история другая. У большинства наших мам и бабушек никогда не было так много вещей, как у их сверстниц из других стран. До нас дошло еще меньше. Зато каждая вещь хранит в себе историю не обыденного шоппинга, а долгих поисков, надежд и удач. И почти за каждой сохранившейся вещью – история. То про чехословацкие сапоги зеленого цвета, которые мамина подруга, отстояв пять часов в очереди, ухватила единственного – не своего – размера. То юбка, сшитая из куска денима ценой в целую зарплату, с вышитым на машинке карманом и медными пуговицами, купленными у паренька с авиазавода. То свитер с трамвайчиком, который дедушка привез из редкой заграничной командировки… Разве эти личные истории хуже историй знаменитых марок? И разве не стоят эти вещи того, чтобы носить их с любовью, если они соответствуют сегодняшней моде?
Другое дело, что вписывать эти вещи в современную историю тоже надо аккуратно. То, как мы выглядим, всегда несет какой-то заряд – хотим мы или нет, он считывается. И если в 50-е это был один смысл, то сейчас есть вероятность таким нарядом транслировать и совсем другие смыслы – начиная от «я надела странные вещи, которые завялались у меня на даче» до посыла «я такая стильная штучка». И поэтому, мне кажется, тут важнее, чем обычно, это все осмысленно транслировать и аккуратнее собирать лук. И поскольку контекст уже другой (скажем, юбка силуэта new look по-прежнему выглядит женственно, но это уже будет другая история, это уже не женственность домохозяйки, которая борется за право получать высшее образование и работать наравне с мужчинами, а скорее откат к истокам, позиция женщины, которая устала работать наравне с мужчинами), то повторять наряд буквально смысла нет. Конечно, есть девушки такого редкого типажа (и образа жизни), что и буквально воспроизведенное ретро на них выглядит органично. Но для большинства людей гораздо лучше вписывать старые смыслы в новую среду. И ту же юбку new look сочетать со свитшотом, с косухой или чем-то еще современным.
Алгоритм приручения винтажной вещи
1. Это звучит очевидно, но для винтажной вещи действует то же правило, что и для любой другой — она должна подходить по цвету, типажу, фигуре, длине. Берем только если все ответы «Да»)
2. Определяем, из какого времени вещь. Буквально год нам тут не нужен, нужно уловить историческую ситуацию и тот заряд, который эта вещь несет.
3. Смотрим, чем из сегодняшних вещей ее можно поддержать. Что нам поможет тот же заряд усилить и высказать – или наоборот, что создаст приятный контраст.
4. Не стоит смешивать ретро-вещи из разных эпох, разных модных циклов – очень велика опасность выглядеть в итоге так, как будто оделась в старье. В принципе такие миксы возможны, но чтобы их делать, надо очень хорошо знать историю моды, особенности кроя.
5. Лучше не использовать с винтажными вещами дешевую бижутерию – иначе есть опасность получить эффект «ненастоящести» и театральности. Вообще с винтажными вещами лучше носить хорошую обувь и сумки, а тряпочные балетки или сандалии из H&M лучше оставить для другого случая
Формула, которая мне кажется оптимальной – составляя лук с винтажной вещью, использовать вот эти три элемента:
Что-то старое + что-то нейтральное + что-то явно-модное
Старое – это сама винтажная вещь (вещи), «гвоздь» образа.
Нейтральное – это базовые или стилизованные под ретро вещи, которые создают фон для вещи с историей, поддерживают ее и одновременно помогают приспособить вещь к современному силуэту, типу фигуры, типу внешности.
Остро-модное – это тот необходимый элемент, который дает понять, что винтаж – это не отсталость, не вынужденность, а просто игра с вещью, что на самом деле автор лука находится здесь и сейчас и надевает винтажную вещь потому что так хочется и так нравится, а не потому, что больше нечего или потому, что он не в курсе, что сейчас носят.
Блогеры, которые активно носят винтажные или стилизованные вещи:
Connie Cao (Австралия)
Ebba Zingmark (Германия)
Вита Ковалева (Россия, Санкт-Петербург)
Jessica Stein (Австралия)
Ну и вот вам фотографий самых разных винтажных вещей из сообщества lookbook.nu (я старалась не брать фото с винтажными ремнями, очками и браслетами, в каждом из этих образов винтаж в центре — а что именно, специально не подписываю.