Как мы будем одеваться через 15-20 лет? Кажется, так же, как и сейчас, разве что мода на 1990-е сменится модой на 2020-е. Ведь одежду сейчас шьют все так же вручную, как и 50-70 лет назад, и по тем же технологиям. Но специалисты предрекают, что именно в сфере моды произойдут крупные технологические изменения, которые кардинально изменят нашу жизнь.Среди наиболее радикальных прогнозов — исчезнут «аналоговые» магазины одежды и обуви, дизайнеров и стилистов заменит искусственный интеллект, а вместо закройщиков и швей мы сами будем печатать вещи на 3D-принтерах.
Один из прогнозов, что случится с индустрией и что мы будем носить в 2035 году, в нашей стране разрабатывает исследовательская группа FashionNet для Агентства стратегических инициатив. Прогноз делается по методике репид форсайт с участием экспертов рынка. Рабочую версию документа руководитель группы Андрей Дейнеко представил на форума Be-In Open. Мы записали прогноз и посмотрели, какие уже сейчас есть предпосылки, чтобы те или иные вещи стали реальностью.
Что будет?
1. Половина рынка к 2035 году перейдет в интернет
Объем мирового fashion-рынка сегодня составляет 2,8 триллиона долларов, всего 100 млрд из них приходится на покупки в интернете. К 2035 году в интернете будет находиться половина рынка одежды, а это значит, что огромное количество существующих сегодня магазинов закроется.
2. Ослабнет влияние брендов
Миллениалы, которые станут определять модную повестку, все меньше используют одежду для демонстрации статуса. Они ориентируются на функциональность, экологичность и выражение через одежду собственной индивидуальности. Поэтому нас ждет «умная» (подстраивающая под температуру окружающей среды, вид активности и т.п.), «здоровая» (следящая за артериальным давлением, пульсом и прочая), экологичная одежда, персонифицированная под потребности и ценности конкретного человека.
3. Одежда станет персонализированной
Люди будут выбирать не одежду, а лук, и делать это через приложение на телефоне (или что там будет после него), причем, с большой долей вероятности, система будет предлагать человеку образ на основе его пользовательских предпочтений. Дальше лук будет адаптироваться к конкретному аватару, загруженному пользователем — то есть сразу подгоняться по фигуре, после чего по сети сигнал будет передаваться в точку производства — на некий продвинутый аналог 3D-принтера. Предполагается, что такие принтеры будут стоять у людей дома.
Для того чтобы прогноз стал реальностью, нужно два технологических прорыва: новые материалы, из которых будет «печататься» одежда и обувь, и новая технологическая платформа, которая позволит конструировать и производить вещи именно таким образом. Технология к тому же должна быть дешевой, чтобы такой принтер стоял в доме у каждого второго.
Сейчас, конечно, в это трудно поверить, но и iPhone изменил мир до неузнаваемости всего за 10 лет.
Какие есть подвижки в направлении этого будущего?
Интернетизация
Instagram запустил в США тестирование сервиса покупок в один клик. Если тестирование пройдет успешно, это может означать, что очень скоро процесс покупки в интернете для нас сильно упростится.
Концерн Yoox Net-a-Porter инвестирует 500 млн евро в развитие своего технологичного центра, который работает над возможностью виртуальной примерки вещей из интернет-магазина с использованием технологии дополненной реальности и над созданием искусственного интеллекта — своеобразного «персонального стилиста» для покупателей.
Есть множество стартапов-виртуальных примерочных, которые создаются как отдельные программы либо приложения, есть интеграции с интернет-магазинами, но пока они не получили повсеместного распространения.
Экологичность
По данным исследования компании Unilevel в 5 странах, за экологично произведенную одежду высказались 88% опрошенных в Индии, 85% в Бразилии и в Турции, 78% в США и 53% в Великобритании. Авторы исследования полагают, что жителей развивающихся стран больше заботит окружающая среда, так как вред экологии при производстве одежды наносится у них на глазах (под экологичностью в опросе подразумевалась возможность стирки при низких температурах и вторичной переработки).
Все больше брендов начинают вводить переработанные материалы в свои линейки: это полиэстер из переработанных пластиковых бутылок (J.S. Penney, Levi’s), переработанный текстиль либо органический хлопок, выращенный без применения пестицидов. Например, Target в период с июля 2016 года по апрель 2017-го с помощью технологии компании Repreve переработала для изготовления одежды почти 250 млн бутылок. 71% одежды и обуви Nike делается из переработанных материалов. С 2010 компания переработала в высокотехнологичную продукцию 31 миллион пар обуви и больше 36 тысяч тонн текстиля. H&M собирается сделать абсолютно все свое производство экологичным к 2030 году.
Но есть и более неожиданные проекты. Так, например, венчурный фонд основательницы Buro 24/7 Мирославы Думы Fashion Tech Lab инвестировала в бренд, производящий шелк из апельсиновой кожуры и остатков отжима цитрусового сока.
Капсульная коллекция из новой ткани для Salvatore Ferragamo.
A post shared by Orange Fiber (@orangefiberbrand) on
Другая инвестиция FTL — лаборатория в Сан-Франциско, которая выращивает натуральную кожу из стволовых клеток животных.
Проблема в том, что экологично произведенные вещи стоят, как правило, дороже, а для людей приоритетом является цена. Подвижки в этом деле есть, но небольшие. Опрос America’s Research Group в США показал, что в США 38% миллениалов готовы переплатить за экологично произведенную вещь, но переплатить немного — в среднем около 3%.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.