75-я церемония вручения кинопремии «Золотой глобус», которая прошла в ночь с 7 на 8 января, стала больше чем светским событием: большинство гостей пришли в черном, чтобы выступить против сексуальных домогательств в киноиндустрии и в защиту прав женщин (подробная фотогалерея на Vogue.com).
Некоторые актрисы – Кэтрин Зета-Джонс, Кейт Хадсон, Хэлли Берри – оделись весьма откровенно, чем вызвали новую волну ожесточенных споров: можно ли говорить о правах женщин в таких сексуальных нарядах, разве подобные платья – не наглядная демонстрация идеи, что женщины сами всячески поощряют домогательства и объективацию?
Вот уже несколько лет в моде «новая скромность»: самые прогрессивные марки предлагают свободные силуэты, длину миди и приглушенные цвета. Колумнист The New York Times Наоми Фрай в прошлом году написала большой текст о том, что мешковатую одежду, которая раньше символизировала угнетение, сегодня выбирают наиболее прогрессивные женщины, которые хотят, чтобы их воспринимали в первую очередь как личность, а не как сексуальный объект.
Женщины, которые одеваются сексуально, особенно если они при этом были замечены за высказыванием идей равноправия, получают волну критики.
Сьюзен Сарадон
В январе 2016 года журналисты и пользователи соцсетей застыдили Сьюзен Сарадон, которая на церемонии Гильдии киноактеров произносила речь в память недавно умершего Дэвида Боуи. Актриса была в белом блейзере поверх черного бюстгальтера.
«Грудь Сарадон отвлекала меня от речи, которую она произносила», «Ее грудь выглядит на 32 года моложе, чем она сама», «Эй, ей 69 и ее грудь не выглядит на 30», «Интересно, оделась ли бы она так на похороны»?
Бейонсе
Бейонсе, которую и до этого критиковали за неуместно сексуальные наряды – например, кожаное боди на благотворительном шоу в помощь женщинам в борьбе с дискриминацией и сексуальными домогательствами, в 2013 году использовалась в своей песне Flawless семпл из речи нигерийской писательницы и певицы Чимаманды Нгози Адичи «Мы все должны быть феминистами» (We should all be feminists). И в клипе, и на концертах Би была в сексуальных нарядах: в микрошортах и колготках в сетку в клипе, в сверкающем боди – во время выступления на MTV Video Music Awards в Лондоне, где за ее спиной светились огромные буквы Feminist.
Бейонсе обвинили, что она дискредитируют идеи феминизма и использует их исключительно для роста своей популярности. Меж тем песня способствовала росту популярности речи Адичи на Youtube – после выхода песни ее посмотрело более 4 млн человек.
В 2016 году этот слоган использовала в своей коллекции Мария Грация Кьюри, ставшая первой женщиной на посту креативного директора в Dior. Помноженный на женские марши против Трампа с розовыми шапками слоган стал настоящим символом 2017 года, когда, кажется, женщины впервые массово заявили, что одежда – розовая шапка, например, – не повод игнорировать их или относиться к ним несерьезно.
Эмма Уотсон
В феврале 2017 года Эмму Уотсон обвинили в лицемерии и предательстве идей феминизма после съемки с полуобнаженной грудью для журнала Vanity Fair.
«Феминизм, феминизм, гендерные права, почему меня не воспринимают всерьез, феминизм, ой, а вот моя грудь», – написала об Эмме в твиттере популярная радиоведущая Джулия Хартли-Брюэр. Когда твит набрал больше 6 тысяч лайков, актриса ответила на обвинения в интервью Reuters, что феминизм – это не палка, которой бьют других женщин, а свобода выбора, и причем здесь ее грудь.
Кейт Бланшетт
В октябре 2017-го, через пару недель после скандала с Харви Ванштейном на вручении премии журнала InStyle Кейт Бланшетт произнесла речь о том, что если мы выглядим сексуально, это не значит, что мы хотим заняться сексом.
«Для меня иконы стиля — это те женщины, которые всегда были на сто процентов собой, не извиняясь за это. Те, чья внешность становится продолжением их личности и они знают, что их внешний вид — не отражение их личности, а просто продолжение. Те женщины, которые чувствуют себя свободными, чтобы носить то, что они хотят, когда хотят и как хотят. Если мы выглядим сексуально, это не значит, что мы хотим заняться сексом, ведь никто не говорит Стиву Бэннону: «Ты выглядишь как мешок мусора, ты что, хочешь, чтобы тебя выкинули?».
Под этим видео в youbute десятки комментариев в духе: «Конечно, значит», «Нечего провоцировать», «Для мужчины это как красная тряпка для быка».
Распространенный миф про изнасилование – что жертва была «не так» одета. Его развенчивали уже много раз, но почему-то он продолжает жить в умах людей из самых разных слоев населения. В университете Канзаса сделали выставку одежды жертв изнасилований – и, собственно, там даже не пахнет сексуальным платьем Кейт Бланшетт для красной дорожки: это самая простая и повседневная одежда, которую носим мы все.
Что из этого следует?
При отсутствии жестких дресс-кодов одного мнения о том, что уместно и что нет, никогда не будет. Важно другое: люди борются с навешиванием ярлыков, и это история не только про женщин, их права и сексуальность. В русскоязычном фейсбуке в 2017 году популярной стала история основателя Рокетбанка Олега Козырева, которому риэлтор отказалась показывать квартиру в элитном доме, потому что он был в джинсах, кедах и свитерах с веселым принтом.
Заглавное фото: инстаграм Кэтрин Зета-Джонс
Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.