«Топ вещей, которые нельзя носить после 30», «нельзя надевать на свидание», «надо запретить людям с неидеальной фигурой», «надо выкинуть из шкафа в 2018 году», «не нравятся мужчинам» — эй, вы серьезно? Действительно считаете, что кто-то из интернета имеет право решать, что вам стоит носить, а что нет?
Вот наш список правил, который отлично работает, даже если вам важно, что носить и как выглядеть, даже если вы размышляете над своим стилем и даже если вы любите выглядеть классно — просто потому, что запреты не помогают, а правильный ответ для каждого свой.
1. Носить можно все (кроме, наверное, нацистской формы и что там еще запрещает УК РФ) — даже леггинсы на попу 54 размера, даже немодное, даже уродское, даже женственное, даже лифчик под майку с американской проймой, даже короткую юбку при неидеальных (если знаете, как измерить идеал) ногах, даже воттакенные шпильки и декольте одновременно. Вообще все, что хотите.
2. Все, что мы надеваем и как мы это надеваем, хотим мы того или нет, что-то говорит о нас: о нашем характере, достатке, вкусах, убеждениях, возрасте, социальном статусе и многом другом. Иногда говорит очень четко и понятно, иногда с помехами, иногда вообще не то, что хотелось бы. Управлять ли этими сообщениями и пытаться ли скорректировать их (найти свой особый стиль, выглядеть «дорого», выглядеть моложе, выглядеть старше и что угодно еще) – или забить – личное дело каждого. Точно так же как учить иностранный язык, ходить на ораторские курсы и осваивать другие способы коммуникации. В конечном счете, стиль – это про то, чтобы с помощью одежды (прически и макияжа) без слов сказать, кто вы. Этим можно пользоваться – или нет. Это ваше дело и ваша ответственность.
3. Быть модным никто не обязан, это вообще не шкала «лучше-хуже, модный-старомодный». Кому-то это интересно (и круто), кому-то интереснее рыбалка и рисование. Да, мода – это про zeitgeist и умение улавливать дух времени, иногда это очень важно, но не факт, что лично вам именно в вашей жизни это вообще надо. Возможно, у вас другие ценности и интересы, и умение печь бабушкины пироги или знать все о хеттском языке в вашем случае важнее, чем продемонстрировать свою современность.
4. Одеться (и вообще выглядеть) так, чтобы нравиться вообще всем — и бабушке у подъезда, и мужикам всех видов — от гастарбайтеров с соседней стройки до хипстера бармена, — и начальнику, и начальнице, и коллегам, и партнерам, и друзьям, и людям в очереди на кассу в Ашане — нереально, можно даже не пытаться. Для кого-то вы всегда будете одеты хорошо, а для кого-то — чот как-то не так. Благословенны те, кому плевать.
5. «Женственное», «нравится мужчинам» — это еще более скользкая тема, которой часто подменяют и моду, и стиль. Мужчин в мире — примерно 3,5 миллиарда. Всем нравится — разное. Если вам хочется воздействовать на какого-то одного из них (или на определенную группу) с помощью одежды — бога ради. Если не хочется — то тоже на здоровье, из 3,5 миллиардов уж точно найдется пара-тройка, которые оценят и штаны с мотней, и угги, да хоть кандибобер, и поймут, что вы та самая. (Это я даже не начала еще говорить про внутренний мир, любить друг друга такими, какие мы есть, и вот это все). Главное, не засирать себе и другим мозги убеждением, что надо понравиться всем 3,5 миллиардам сразу и выкинуть любимые угги. Пфф.
6. В разных городах и странах понимание стиля, модности и границ приемлемого может быть разным. Где-то нормально ходить в шлепанцах и шортах, где-то без маленького черного платья неуютно, где-то носят модное, где-то одеваются консервативно, где-то наряжаются кто во что горазд. Просто смотрите по сторонам и решайте, что нравится вам.
7. Гораздо важнее — в плане социализации — выглядеть в соответствии с ценностями своей референтной группы, людей, мнение которых для вас важно, с кем вы бы хотели продемонстрировать общность. И вот ощущение комфорта в этой группе (группой может быть и класс, и компания, и даже кто-то один) иногда стоит того, чтобы скорректировать свой стиль. Где-то купить уродливые кроссовки, а где-то — платье-футляр и сумку Furla. И выглядеть «своей» / «своим», и ощущать себя так же. А иногда — не стоит. Возможно, подходящая компания подберется сама на основании общих представлений о прекрасном и любви к широким штанам / кедам / женственным платьям.
8. В конечном счете мода, понимание трендов, цветотипы, оптические иллюзии, баланс силуэтов, сочетание цветов и стилей — это просто инструмент. Им можно пользоваться и пытаться с его помощью создать определенное впечатление, рассказать о себе, передать сообщение. Можно не пользоваться, а изучать как язык из научного интереса, а самому оставаться болельщиком. А можно забить и заняться рыбалкой. Это все законно.