Говоря о людях, изменивших мир моды, мы чаще всего вспоминаем выдающихся дизайнеров. Реже — фотографов и моделей. И совсем уж редко в этом контексте упоминаются стилисты. Тем не менее, их работа оказывает не меньшее влияние на формирование наших вкусов, хоть и кажется иной раз менее заметной. В последнее время многое в этом отношении меняется, и некоторые из них любимы публикой не меньше голливудских знаменитостей. И если говорить о ключевых стилистах последних нескольких лет, первым обязательно всплывёт имя Лотты Волковой, приложившей свою руку к оглушительному успеху Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии, всколыхнувших мир моды своими аллюзиями на стиль постсоветской России.
Лотта родилась в 1984 году во Владивостоке. Её интерес к моде был во многом предопределен её происхождением: отец-моряк ещё в советские годы привозил ей модную одежду из рабочих поездок, а мать-профессор физики открыла для Лотты мир рок-музыки (девушку назвали в честь песни Led Zeppelin “Whole Lotta Love”) и авангардных дизайнеров: по воспоминаниям Волковой, её мама больше всего любила Вивьен Вествуд и Джона Гальяно.
С появлением интернета Лотта стала активно изучать зарубежную моду и субкультуры. Всё это вылилось в то, что после окончания школы она покинула родной город и поступила в лондонский Central Saint Martins, чтобы изучать дизайн и искусство. Уже в 2004 году она запустит собственный бренд одежды Lotta Skeletrix, который позднее будет представлен в лондонском Dover Street Market. Примерно в то же время Лотта начала пробовать себя в качестве стилиста, работая с такими изданиями, как Dazed & Confused Japan, Tokion и Harper’s Bazaar Россия. В 2007 году она закрывает свой бренд, переезжает в Париж и решает сконцентрироваться на карьере стилиста, но в 2009 снова перезапускает свою марку с обновлённой эстетикой.
Через какое-то время девушка понимает, что её призвание всё же состоит в стайлинге. Примерно в то же время она знакомится сначала с Гошей Рубчинским, с которым её объединила схожесть происхождения и взглядов на жизнь и одежду, а затем и с Демной Гвасалией. В какой-то момент Демна показывает ей свой первый лукбук. «Отличная одежда, но плохой стайлинг», — ответила ему Лотта. С тех пор стилизацией в Vetements стала заниматься она. Позднее в её обязанности вошёл также кастинг моделей на показы и консультирование Демны в процессе подготовки коллекций. Так Лотта стала одновременно музой, стилистом и креативным консультантом бренда одежды, который совсем скоро наделает много шума в мире моды. Позднее Волкова стала исполнять те же обязанности и в Balenciaga, где Гвасалия был назначен креативным директором.
В настоящее время внимание стилиста сконцентрировано на других проектах, в частности на длительном сотрудничестве с Prada и Miu Miu, а с недавних пор ещё и с Marc Jacobs. Продолжает Лотта также стилизовать и журнальные съёмки, в том числе для таких гигантов, как Vogue Italia.
И всё же возникает вопрос: что сделало Лотту Волкову одним из ключевых стилистов современности? Чем современная мода обязана ей? Попробуем разобраться.
- Пост-советский стиль, относительно недавно захвативший умы модной публики, — находка Гоши Рубчинского и Демны Гвасалии. Однако их обоих консультировала при создании коллекций именно Лотта, так что их популярность — не в последнюю очередь и её заслуга. Также в модной прессе часто встречается мнение, что весь эффект от первых коллекций Vetements был построен не столько на самой одежде, сколько на грамотной стилизации Волковой. Вероятно, есть все основания так думать, если учитывать, что последние коллекции бренда, вышедшие без участия Лотты как стилиста и консультанта, были многими раскритикованы за нарочитость и самоповтор.
- Во многом благодаря Волковой поднялась новая дискуссия о значимости стилистов в формировании трендов и модном процессе в целом. Уже не первый сезон ведутся разговоры о том, что они иной раз важнее самих дизайнеров, ведь модный дизайн уже окончательно утратил своё значение в качестве процесса разработки новых форм и силуэтов. Сейчас самые успешные дизайнеры, такие как Алессандро Микеле, Эди Слиман и всё тот же Демна Гвасалия не придумывают ничего принципиально нового, но представляют яркие образы из уже существующих инструментов. А создание конечного образа — это и есть работа стилиста. А свою работу Лотта знает прекрасно, что уже оценили Prada, Miu Miu, Marc Jacobs и Kenzo.
- Благодаря Лотте мы все вспомнили о том, что мода — не столько про вещи, сколько про мироощущение и жизненную позицию. «Vetements — это про настроение, характер, потому форма очень важна. Мы стараемся передать настроение через форму, силуэт. Например, мы можем сделать куртку, которая выглядит так, будто вы только что слезли с мотоцикла», — сказала Волкова в интервью журналу 032c в 2016 году. Эту позицию она транслирует через свой стайлинг и по сей день.
- Подход Лотты к стилизации и модной фотографии во многом спровоцировал бум нарочито натуралистичных съёмок в глянце с минимумом ретуши, нестандартными моделями (чаще всего это простые люди с улиц или из инстаграма) и «живыми» локациями. «Мне интересно делать что-то настоящее и правдивое. Я работаю с различными культурами и смешиваю разнообразные субкультурного коды вместо того, чтобы быть «глянцевой» и гламурной», — комментирует Волкова. В результате съёмки «в стиле Лотты» теперь можно увидеть не только в небольших независимых журналах, но и в разных изданиях Vogue по всему миру.
- Из предыдущего пункта следует также то, что Лотта и Демна спровоцировали новый всплеск популярности «уличных кастингов», то есть привлечения непрофессиональных моделей к участию в показах и съёмках. Некогда придуманный Мартином Маржелой приём переживает второе рождение прямо сейчас с лёгкой руки Лотты, которая искала моделей на показы Vetements через Instagram. Не изменяет она себе и в работе с другими брендами. Так, совсем недавно Лотта стилизовала лукбук Miu Miu, в котором Джули Грив сняла простых девушек из Дании, найденных в соцсети.
- Также не в последнюю очередь благодаря Лотте мы снова стали носить атрибуты разнообразных субкультур. Сама Волкова говорит о том, что субкультуры в западном мировосприятии уже утратили прежнее значение, поэтому не возбраняется смешивать их визуальные коды между собой. Панковская футболка уже не несёт в себе никакой информации о её носителе — теперь это просто футболка, а не жизненная философия.
- Ещё один фирменный приём, который Волковой удалось сделать культовым, — работа с расхожими стереотипами и униформами. «Я всегда вдохновлялась стереотипами. Мне нравится сексуальная секретарша, байкер или подросток-гот. Или русская школьница, которую я изображала на подиуме, открывая показ Vetements. В стереотипах интересно то, что люди очень легко ассоциируют себя с ними», — говорит Лотта. Таким образом, стилист невольно спровоцировала ещё один виток дискуссии об индивидуальности и её соотношении с модой, которая становится всё более массовой и глобальной, заставляя людей по всему миру выглядеть одинаково.
- Наконец, Лотта как стилист обладает достаточно масштабным видением, чтобы улавливать направления развития моды и крупные тенденции. Об этом говорит то, что её собственный стиль и эстетика меняются со временем. Так, в студенческие годы Волкова находилась под сильным влиянием нео-панка, который позже сменила на прославивший её пост-советский стиль городских окраин. Совсем недавно девушка сменила DIY-стрижку, как прозвал её Vogue, на боб в оттенке блонд и окончательно переоделась из мешковатых свитшотов и гипер-объёмных жакетов Balenciaga в пастельные платья Prada и Miu Miu и изящные лодочки, практически перестав своим внешним видом транслировать стиль Демны Гвасалии и Гоши Рубчинского. Что символически совпало с учащающимися разговорами о конце засилья стиля российских девяностых в моде. Так что есть смысл присмотреться к личному стилю Лотты в поисках next big thing — обычно это срабатывает.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram или Instagram.