Время, когда в секонд-хэнды ходили только от бедности, прошло. Сегодня покупка вещей «из вторых рук» — позиция, которая становится все более модной. Тут и экологичное потребление, и отказ от консьюмеристской гонки, и стремление к уникальности, и этика эпохи перепроизводства, и, в конце концов, снова трендовые безразмерные гранжевые 90-е.
В этой логике у вещей из секонд-хэндов масса плюсов. Даже если оставить за рамками самое очевидное преимущество — цену (которая, кстати, сейчас вполне сравнима со скидками в масс-маркете), на первый план выступает другое. Во-первых, в секонд-хэнде можно найти вещи, которые в магазинах недоступны — либо из-за высокой цены, либо потому, что в этом конкретном городе/стране бренд попросту не представлен. Кроме того, играет роль разница европейского рынка, где закупаются секонд-хэнды, и российского: в секондах, как правило, отличный выбор одежды больших размеров, много спортивной и туристской формы, бохо.
Я уверена, что с помощью секонд-хэнда можно собрать отличный гардероб из высококлассных вещей, которые, к тому же, будут только у вас, и добавят гардеробу уникальность, и даже, как ни парадоксально это может звучать, лоск.
Важный момент. Если говорить именно про стильный гардероб из секонд-хэнда, а не просто набор вещей удовлетворительного качества, то надо понимать, что в этом случае секонд-хэнд не экономит бюджет на одежду, а скорее перераспределяет его. Секонд-хэнд — не магазин, где можно прийти и выбрать все, что угодно, в нужных цветах, стилистике и размерах. Вероятнее всего, те удачные вещи, которые вам попадутся, впишутся не в любой гардероб, и будут требовать что-то себе в компанию. Поэтому очень важно иметь хорошо построенный базовый гардероб, который спокойно примет в себя любые дополнения.
Кроме того, классные вещи будут требовать такую же компанию: очень мало смысла выискать пиджак Hugo Boss, чтобы носить его с тряпочными тапочками из H&M и дешевой сумкой — скорее всего, он будет смотреться просто как старый пиджак с простенькой обувью. Но если принять тот факт, что бюджет не урезается, а перераспределяется, что получаются уже более интересные сочетания. Грубо говоря, если у нас есть 10 тыс рублей и вы на них покупаете пиджак в Zara за 5 тыс рублей и туфли в Respect за 5 тыс, то вы одеты прилично и простенько . Если вы откопали в секонд-хэнде пиджак Martin Margiela за 500 рублей и еще 8300 потратите на концептуальные туфли Marni на распродаже в Yoox, то с тем же бюджетом вы будете одеты в не-просто-вещи. Но, естественно, это потребует усилий и времени.
Как выбрать качественные вещи в секонд-хэнде – 8 простых правил
Для разных городов эффективность этих рекомендаций, возможно, будет различаться – где-то ассортимент секонд-хэндов в целом лучше и есть определенная культура экологичного потребления, где-то все еще больше откровенного хлама, – но принципы, которые повысят вероятность удачной находки, везде общие.
1. Найдите один или несколько крупных секонд-хэндов рядом с домом / работой / по дороге. Найти свою вещь не всегда получится с первого раза, но оценить среднюю температуру по больнице в большинстве случаев можно с одного захода: просто посмотрите, что в принципе тут есть — в хорошем секонд-хэнде подавляющее большинство вещей не имеют явных дефектов (то есть они не затертые в хлам, без пятен, катышков и т.п.), а значительный процент ассортимента составляют вещи из крупных сетей масс-маркета — H&M, Esprit, Zara и т.п. Если большинство вещей неносибельны и вы не можете найти ни одного знакомого слова на ярлычках, лучше не тратьте время.
2. Почувствуйте себя старателем – однокоренное со словом «старательно». Заходите в секонд-хэнд в разные дни месяца — при новом завозе, в середине, под конец завоза, когда там большие скидки – и регулярно просматривайте, что есть, не ожидая сразу уйти с ворохом вещей от концептуальных японских дизайнеров по 100 рублей. Иногда можно не увидеть вообще ничего пристойного, а в следующий раз в этом же секонде найти сразу несколько отличных вещей – не стоит делать выводов из одного похода, и даже из двух — тут довольно много лотереи.
3. Старайтесь не искать конкретную вещь, а планомерно перебирать породу, имея в голове список нужного (например, светлые джинсы прямого покроя, светлый объемный кардиган, пара футболок с принтами, плащ, жакет, прямая юбка, сарафан или платье на лето), и когда попадется нужная вещь — неважно, что это летний сарафан, а сейчас декабрь — покупайте)
4. Внимательно читайте все бирки, смотрите на состав, качество швов и кроя — зачем вам акриловый свитер или холодное пальто из полиэстера, пусть даже за 500 рублей?
5. Тщательно осматривайте вещь, особенно локти, воротник и подмышки — следы носки чаще всего видны именно там.
6. Не соблазняйтесь на цену («всего 300 рублей! Ничего, что там пятно и она на 2 размера больше!»). Это вещь либо ваша, либо нет.
7. Не переоценивайте готовые решения – отдел «Эксклюзивная одежда» или аналогичные подборки, сделанные персоналом магазина, — часто туда вывешивают банальные H&М, Mango и Benetton или просто новые вещи китайского производства, а вещи менее известных, но хороших марок могут оказаться в ворохе ерунды посреди торгового зала.
8. Гуглите. Если увидели вещь, которая кажется вам хорошей, вбейте марку в поисковик: посмотрите, что за бренд, где они работают, какова история и политика марки, сколько стоят аналогичные вещи — все это поможет принять взвешенное решение.