Для тех, кто в теме. Зачем люксовые бренды копируют сумки IKEA и униформу экспедиторов

Знакомый прислал мне ссылку на новые кроссовки Maison Margiela с вопросом: что, правда кто-то покупает это за 1,5 тысячи евро? Под фото — куча комментариев в духе: «А я-то, дурак, вчера выбросил на помойку 1,5 тысячи евро».

Фото: banana.by

Разумеется, покупают. И разумеется, те, кто может себе это позволить. А может себе это позволить человек, на котором такие кроссовки ни на секунду не вызовут подозрения, что он носит их уже шестой год и собственноручно латал их с утра степлером.

СМИ такие штуки охотно тиражируют, ставя в тупик людей, которые смотрят на подиум в надежде почерпнуть что-то стильное и актуальное для собственного гардероба.

Глобальный модный тренд последних лет – это ирония. Может быть, дело в том, что дизайнеры уже давно не придумывали ничего нового (хип-хоп, панк и гранж уже разменяли не один десяток, а если говорить о конструкторских прорывных идеях, то последним новатором была то ли изобретательница мини-юбки Мэри Куант, то ли Ив-Сен Лоран, который нарядил женщину в смокинг). В такой ситуации не остается ничего кроме как играть с тем, что уже есть, переставлять элементы местами, сочетать дорогое с дешевым, новое со старым, подделку с настоящим. И главное, ни к чему из этого не относиться слишком серьезно.

И это создает проблему.

Ведь чтобы шутить шутки, надо понимать контекст.

На The Guardian  висит колонка об Иванке Трамп, которая надела разные сережки.

Photograph: Pool/Prensa Int/Rex/Shutterstock

О боги, она заигрывает с независимым интеллектуальным стилем, пишет обозреватель. Ее изумление понятно для тех, кто следит за политикой и модой: ведь Трамп и вся его семья проповедуют весьма консервативные ценности, если не «место женщины на кухне», то что-то в духе «задача женщины – украшать собой жизнь мужчины». Хотя непарные серьги – это вам не акция Femen.

Ну а для тех, кто за модой не следит, Иванка, пожалуй, собиралась в темноте и просто перепутала сережки.

Вторая проблема  — в том, что понимать контекст самому недостаточно.

Главный шутник модного мира, креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия выпустил сумку за 2 тысячи долларов, до боли напоминающую икеевский мешок (на заглавном фото). IKEA, в свою очередь, выпустила инструкцию, как отличить «подделку» от оригинала. «Потрясите ее. Она шуршит. В ней можно переносить хоккейное снаряжение, кирпичи и даже воду. Она легко моется. Складывается и умещается в маленькую сумочку. И, наконец, цена. Всего 0,99 доллара».

Можно сколько угодно восхищаться, как Демна Гвасалия в очередной раз пошутил, но повторить его шутку с тем же успехом в реальной жизни вряд ли удастся.

К моему посту про футболки, где упоминалась желтая футболка Vetements с логотипом DHL, которая стала предметом вожделения модников и продавалась в пересчете на российские деньги примерно за 25 тысяч рублей, был комментарий: «У меня каждый день под окнами проезжает грузовик DHL. Что ироничного в том, чтобы одеться в форму его водителя?»

Я могу понимать эту иронию сама. Но если бы я каким-то образом стала обладателем такой футболки и надела бы ее, эту шутку не понял бы ни один человек в моем окружении. Ну просто потому что в моей реальности, как и в реальности 99% жителей планеты Земля, это не смешно. Ну, потому что

Невозможно быть модным в вакууме. И поэтому для начала хорошо бы понять,  кто вы, где вы.

Вы — Эвелина Хромченко на Неделе моды в Париже, или Мирослава Дума — на Неделе моды в Нью-Йорке. Понятно, что вы так оделись не  потому что «ночевал в доме колхозника и не успел переодеться». И понятно, что сколько бы Мирослава или Эвелина ни «косплеили» стиль постсоветсткого гопника, они этими гопниками никогда не были и не будут.

  

Это все касается не только стрит-стайла на неделях моды, но и наоборот. Вот, например, знаменитое платье Мелании Трамп на инаугурации Дональта Трампа.

Фото: Vogue

Какие-то безвестные умельцы его копируют, и платье Мелании появляется в безымянном магазине славного русского города Ельца. Оставим за скобками качество копии. Зададим себе вопрос: учитывая контекст, будет ли какая-нибудь ельчанка в нем вызывать такие же восторги, как Мелания, или жалость — за неуместную попытку изобразить из себя то, чем она не является, как героиня клипа «На лабутенах»?

А вот жена губернатора Псковской области Кира Турчак на модных показах в Петербурге.

Фото: Абдула Артуев / Собака.ру

Фото: Абдула Артуев / Собака.ру

Псковская область — один из самых бедных регионов страны. И каждый раз новости о том, как супруга губернатора сходила на очередной светский раут, поднимают посещаемость местных СМИ. Псковичам нравится смотреть, как вы одеваетесь, Кира Евгеньевна.

Фото: Тимур Галимов / Псковская губерния

А вот Кира Турчак на официальном мероприятии в Пскове. Все кошерно, как видите.


Или она же на параде 9 мая. Практически человек из толпы).

Артем Аванесов/ Псковская губерния

Если одежда — это послание, то для начала надо определиться, с кем мы говорим, и на каком языке.

А то выйдешь такой модный из дома, а про тебя потом напишут:

Словом, это все не разговоры о том, что мода — она не для бедных. И что если у тебя нет 2 тысячи долларов на копию икеевской сумки, то стильным тебе не бывать? Совсем нет. Просто надо разговаривать на том языке, на котором вас поймут. И шутить те шутки, которые близки вашему окружению.

Читайте также
Exit mobile version