Немодный приговор. Почему нельзя научиться стилю по «шоу про преображения»

Многочисленные «шоу преображения» на федеральных каналах российского ТВ — «Модный приговор», «Снимите это немедленно», «На 10 лет моложе» и другие — бешено популярный жанр, такие передачи хотя бы раз смотрели, кажется, все, и у многих они прочно ассоциируются со стилистическими поисками. И в то же время это ужасно токсичный дискурс, в котором на огромную аудиторию продвигаются крайне сомнительные ценности.

5 причин, почему я считаю, что шоу про переодевания не учат стилю, а только вредят.

1. Они учат ориентироваться на внешнюю оценку

Сюжет большинства шоу преображения строится на том, что в программу героиню приводит кто-то, недовольный ее внешним видом: муж, мама, подруга, дочь. Потом какие-то незнакомые люди (ведущие, стилисты, «прокурор», родственники из зала) начинают ее унижать (часто буквально и в совершенно хамском тоне), всячески показывая, что выглядит она плохо, другим людям не нравится, а ее выбор не имеет права на существование.  Часто это еще и сопровождается самым настоящим виктим-блеймингом, когда женщину обвиняют, что у нее нет времени на себя, она «себя запустила», она «вся в комплексах» и эти «комплексы» якобы автоматически делают ее недееспособной и передают стилисту и окружающим право распоряжаться ее внешностью.

 

«Людмила Голубева сейчас находится в сложном психологическом состоянии, но ради того, чтобы не остаться с тремя детьми без средств к существованию, готова выдержать любую критику и пойти на модный эксперимент»; “У всех разные ситуации бывают, но вот так выглядеть — это просто преступление для женщины!» (“Модный приговор”, выпуск от 4 апреля 2017, история о женщине, которую бьет пьющий муж, а еще ее внешним видом недовольна хозяйка салона красоты, где та работает, поэтому коллеги приводят Людмилу в модный суд, чтобы она взяла себя в руки и привела в порядок).

«А вы что ожидали, что он скажет, что вы красавица?! (…) Это из лучших побуждений, потому что он вас очень любит!» («Снимите это немедленно»)

 

Это отлично заходит для аудитории с патриархальными ценностями и дает возможность присоединиться к обсуждению, кто виноват и что и кому “женщина должна”, но, конечно, не имеет ничего общего с поисками себя и самовыражением через одежду: идея угодить своим внешним видом всем и сразу не реализуется никогда.

 

2. Они не учитывают контекст и унифицируют героев

Как правило, ни в одной передаче никого не интересует, а что вообще-то героиня хочет сказать своим внешним видом, что ей самой нужно, что нравится. Удобно ли провинциальному парикмахеру, которая весь день проводит на ногах, ходить на каблуках и нужно ли? Не будут ли безусловно актуальные круглые очки в яркой пластиковой оправе и серебряная шапка смотреться полным фриковством для окружения учителя математики?

 

3. Они дают рыбу, а не удочку

Стиль — это не вещи, а их сочетание. Правильные длины, фасоны, цвета — все это работает вместе или не работает, но невозможно в формате часовой передачи остановиться на этом подробно. Поэтому советы из шоу носят, как правило, очень общий характер и иногда напоминают откровения Капитана Очевидность: “Если вы небольшого роста, носите туфли со скрытой платформой”, “Яркие вещи привлекают внимание”. Хорошо, если такие советы не даются в ультимативной форме типа: “Носить ботфорты можно только тем, у кого идеальные ноги”. А то вместо того расширения границ получается свод запретов и ограничений.

4. Главное в шоу — само шоу

Шоу делается, конечно, ради для того чтобы его посмотрели зрители, а не потому, что телекомпании хотят потратить много денег и времени своих сотрудников, чтобы помочь героине сходить на шоппинг.

Поэтому для шоу, по законам драматургии, жизненно необходим конфликт (одежда не нравится мужу, не дает устроить личную жизнь, вызывает чувство стыда у дочери), который надо счастливо разрешить.

Отсюда — и кардинальные перемены в образе героинь (чтобы “до” и “после” было заметно невооруженным глазом в первые 5 секунд, как вы включили телевизор), в то время как большинству из нас нужно движение в том же русле. Так, например, проект РБК Pink публиковал подборку историй женщин, которые в таких шоу поучаствовали, и фото «было-стало-после». Ожидаемо почти никто не остался в образе, навязанном стилистом, но и к старому образу большинство уже не вернулись. Видимо, если изначально это был не осознанный стиль, а просто некое интуитивное «что-то ношу», то даже такое грубое вмешательство запустило какую-то рефлексию «а я-то какая и как это на самом деле выразить?»

 

5. Сочетания, ориентированные на позднее большинство

Из природы шоу вытекает и вот что: получившийся образ должен быть понятен и симпатичен пенсионеру или пенсионерке из провинции, которая не интересуется модой от слова совсем и, возможно, считает лучшим образцом стиля Жаклин Кеннеди или наряды времен собственной молодости (аудитория федеральных каналов — 55+).

Поэтому в финале большинства передач все становятся примерно на одно лицо — в ярких вещах и контрастных сочетаниях, все обязательно женственное и по фигуре, обязательно на каблуках.

И это не вопрос квалификации стилиста: например, Александр Рогов, в свое время стилизовавший съемки в продвинутом глянце, в собственном шоу “Успеть за 24 часа” все равно предлагает героиням вариации стиля нью-лук (кстати, это одно из шоу, в которых к героиням относятся с уважением и позитивом) .

 

Вывод:

Смотреть шоу про переодевания, возможно, стоит, чтобы увидеть, насколько по-разному может выглядеть один и тот же человек в разной одежде и вдохновиться на перемены. Но реализовывать эти перемены лучше исходя из собственных представлений о себе и о прекрасном, а также из своего контекста и образа жизни. Держа в уме при этом, что это все же шоу: вы же не учите историю по красивым полуфантастическим байопикам?

Заглавное фото: скриншот программы «На 10 лет моложе»

Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.

Читайте также
Exit mobile version