Хип-хоп культура построена на самовыражении, и мода дает для этого все возможности.
(первоначально статья была опубликована в журнале I-D, автор Вилли Ндратира)
С первой минуты клипа A$AP Rocky Fukk Sleep в душе я молился, чтобы он не оказался еще одним видео о моде. Под последним я имею в виду видеоряд, все содержание которого сводится к показу модных луков и только их. Я молился, чтобы A$AP Rocky не оказался в тени собственных стильных прикидов. Так и вышло, но общее впечатление от стиля его клипа все-таки как от колонки редактора отдела моды независимого молодежного журнала.
Среди одежды, мелькнувшей в кадре, я заметил плащ пожарного, который сделал Раф Симонс для Calvin Klein, плотную трикотажную безрукавку с длинными резиновыми перчатками и балаклавой Raf Simons, блестящие шорты Comme Des Garçons, штаны из змеиной кожи и горные ботинки Alyx. В некоторых сценах на рэпере шелковый шарф, повязанный, как бабушкина косынка — тема, которую он продолжает со своего выхода в музее LACMA в Лоса-Анжелесе. Смотрится почти как Лотта Волкова для Vetements и Balenciaga, но более интересно и вызывающе за счет размытия гендерной бинарности.
Более старое видео, которое оставило меня с похожим ощущением, — клип Рианны Bitch Better Have My Money. Стилистом в нем был Мел Оттенберг, который создал так называемый «эффект Рианны»: все, что надевает певица, мгновенно становится крутым и копируется. И клип A$AP Rocky, и видео Рианны все-таки нашли баланс между содержанием и модой.
Да, вся эта история именно о балансе. Когда модная одежда становится важнее нарратива и самого исполнителя, клип превращается в неинтересную четырехминутную рекламу. Более свежий пример взаимодействия хип-хопа и моды — видео Бейонсе и Джей Зи в Лувре. Кутюрное платье Versace на ней и двубортный пиджак на голое тело на нем.
Хип-хоп и роскошная одежда всегда были взаимосвязаны. Начиная с видео Басты Раймса Pass The Courvoisier в 2001 году до Gucci Gang Лила Пампа, упоминание брендов в текстах песен стало обычным явлением. Более того, продакт-плейсмент — неотъемлемая часть жанра уже более чем два десятилетия. В хип-хоп культуре принято заявлять об амбициях и хвастаться успехами — в том числе, дорогими часами и люксовыми брендами.
Хип-хоп подразумевает подлинность и честность, поэтому все тексты автобиографичны. Если ты повздорил с другим рэпером, вы делаете дисс. Не живешь на районе, то зачем о нем начитывать? Ники Минаж поет о Коко Шанель, так как получает лимитированные модели сумок этого бренда — никакого противоречия. Фанаты могут ностальгировать по гангста-рэпу сколько угодно, но ждать от хип-хопа песен только о насилии — скучно и примитивно, а еще ограничивает возможности для творчества. В сети гуляют критические мемы, где фото Ice Cube с револьвером противопоставлен 6ix9ine, одетый в цветной мех под цвет волос. «Хип-хоп тогда и сейчас» — подписаны изображения — с намеком на то, что сегодняшние рэперы помешаны на своем имидже.
Жак Аттали в своей книге «Шум: политическая экономика музыки» (Noise: The Political Economy of Music) пишет об афроамериканской музыкальной сцене. В части о фри-джазе у него есть следующая фраза, которая позволяет посмотреть на хип-хоп в другом свете: «Черные люди в Америке придерживаются более “рефлексирующей” политической позиции… Не стоит рисковать без особой нужды, проявлять себя, выступать по телевизору. Это делает нас особенно уязвимыми, легко заметными для реакционных сил». Аттали имеет в виду, что музыка может быть не только развлечением и способом самовыражения, но и политическим инструментом для передачи послания обществу, которое дает мало возможностей для самовыражения, или за это самовыражение можно поплатиться. Музыка исторически была часть языка афроамериканцев. Привезенные в Америку рабы использовали пение для передачи друг другу посланий, незаметно от белых хозяев, которые считали это лишь развлечением.
Сегодня за счет социальных медиа артисты обладают бОльшим контролем над своим имиджем и личным стилем. Инстаграм предлагает пользователям полное погружение в жизнь их кумиров, помогает отслеживать их стиль и любимые бренды. Выбор звезд влияет не только на подписчиков аккаунтов, но и на индустрию моды, в которой социальные сети отобрали власть у глянца. Хип-хоп исполнители превратились в иконы стиля для всего поколения, в образцы для обожания и подражания. Вспомним первый показ Вирджила Абло для Louis Vuitton, где по подиуму прошли рэп-музыканты. Абло сделал карьеру как диджей, и хип-хоп — неотъемлемая часть его личности и творчества.
Хип-хоп культура позволяет людям воплотить в жизнь свои фантазии об излишестве, гедонизме и роскоши — пусть даже только на время песни. Модные бренды следуют той же стратегии — пусть лишь на время показа, момента взгляда на манекен в витрине или на время, потраченное пока вы рассматриваете вещи бренда в Сети.
Рэперы читают о криминале, сексе, наркотиках, расизме и деньгах — о том, о чем западное общество старается вести открытую дискуссию. Они также говорят о политике, гендерном равенстве, классе и религии, ставят под вопрос статус-кво и предлагают способы для свободного проявления себя, в том числе, через одежду. Да, хип-хоп — это о самовыражении, и мода дает множество возможностей для этого. Мы живем в как никогда визуальной культуре, где внешний вид — один из способов коммуникации.
Индустрия моды тоже меняется, приспосабливается к новому поколению, которое выросло с любовью к простоте и практичности уличной моды, которое ценит идентичность, а не конформность.
Люксовые бренды, экспериментирующие с эстетикой улиц, смотрятся уместно в хип-хоп клипах, потому что все их идеи, стили и силуэты происходят как раз из этой субкультуры. Круг замкнулся. Gucci пригласили Деппера Дэна не просто поучаствовать в рекламной кампании, но создать совместную коллекцию. A$AP Rocky уже долгое время исследует возможности авангардной моды. Young Thug использовал моду как провокацию по размыванию гендерной бинарности в традиционно мачистском хип-хопе. Пуша Ти зажигает для Craig Green, Lil Uzi Vert отсылает к молодым металлистам, Трэвис Скотт участвует в кампания Saint Laurent. И это, не считая, конечно, Канье Уэста. Все эти музыканты изменили моду и культуру так, что они стали невозможно представить одно без другого.
Перевод: Ирина Аксенова
Оригинал статьи I-D здесь.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях и читайте Make Your Style, где удобнее: в Telegram, Facebook, Вконтакте и Instagram.